Небольшое повторение старого и новые подробности.
Озеро Шарташ известно для нас прежде всего как пространство для водного транспорта. Но у озера также есть интересная авиастраничка. Здесь испытывали самолёт-амфибию Шаврова, здесь приземлялись агитсамолёты, а в 1980-е над озером летал аэроплан МЖК.
Самолет-амфибия Шаврова на Шарташе
Как сообщается в выпуске журнала «Авиаколлекция» 2014 г. в конце 1925 г. молодой инженер В.Б. Шавров, работавший в Отделе морского опытного самолетостроения при ленинградском заводе № 23 «Красный лётчик», задумал создать летающую лодку-полутораплан [1].
Портрет инженера
После нескольких лет перепланировок и переделок в конце 1928 г. «лодка-авиэтка Шаврова», создававшаяся на средства Осоавиахима, была зарегистрирована как первый в СССР самолет-амфибия.
Осоавиахимовский самолет-амфибия. Фото из [1]
Первые статические испытания самолета были проведены 4-5 января 1929 г., а 30 мая 1929 Ленинградским отделением Осоавиахима была создана комиссия по испытанию самолета-амфибии Ш-1.
Чертеж самолета из [1]
В 1930 г. после испытания амфибии Чкаловым модель была значительно доработана. Строил амфибию уже не сам В.Б. Шавров, а собирали её по заказу Авиатреста на заводе № 23 в Ленинграде. 11 ноября 1930 на испытании амфибия Ш-2 чуть было не утонула. Весной 1931 г. проект В.Б. Шаврова был одобрен НИИ ГВФ как хорошая машина «для учебных целей».
В.Б. Шавров с самолетом из [1]
Полномасштабный чертеж из журнала [1]
После серии доработок с 28 августа 1931 года таганрогскому заводу № 31 было поручено изготовить 100 экземпляров самолета. К 1 апреля 1932 экземпляры были готовы. В апреле-мае 1932 года самолеты испытывали. Примерно в это же время на озере Шарташ проходили испытания амфибии, которая предназначалась для полярников. Амфибия успешно поднималась с водной глади озера, пролетала по окрестностям Свердловска и садилась обратно.
Почему для испытания выбрали Шарташ?
Дело в том, что Шарташ считался зимним аэродромом Свердловска до того, как построили аэропорт. В книге "Наши летчики и наши самолеты" о Шарташе сообщается так:
"Озеро Шарташ - это малый зимний аэродром. Он окружен обрывистыми берегами и весьма неудобен для посадки. В настоящее время в 15 км от Свердловска заканчивается постройкой аэропорт, который будет связан с городом автобусным сообщением" [2].
Ещё одним городским зимним аэродромом был Верх-Исетский пруд.
Остаётся не совсем исследованным тот момент, почему же авиация приземлялась на таких временных аэродромах, когда уже действовал с 1930 г. Свердловский аэродром? Как тогда обслуживались самолёты на таких аэродромах? Были ли какие-нибудь ангары или что-нибудь похожее?
Примерная схема полета самолета, приземлявшегося на озере Шарташ. Схема из [8]
Амфибия из [1]. Снимок сделан не на Шарташе.
Другой ракурс из [1]. Снимок сделан не на Шарташе.
Самолет над кораблем из [1]. Снимок сделан не на Шарташе.
Самолет для рыбопромышленников из [1]
В августе 1932 года испытанные амфибии были введены в эксплуатацию ГУСМП. На этих же амфибиях Ш-2 «Трансавиация» перевозила пассажиров из Тавды в Обдорск [1]. Вот такой интересный был транспортный маршрут.
Ш-2 на службе у полярников из [1]
Агитсамолёты
На озеро приземлялись и агитсамолёты. Скорее всего, этот самолет пригнали на второй областной съезд, который проходил 25-30 января 1930 г.
Агитсамолет Осоавиахима на Шарташе. 1930 г. Фото из ГАСО
Агитглиссер на Урале, 1930-е. Фотофонд МИЕ
Аэроплан МЖК
После значительного перерыва авиационная активность на Шарташе возобновилась в 1980-е гг. в связи с постройкой МЖК к югу озера. Во время различных спортивных соревнований микрорайона в Шарташском лесопарке над озером пролетал аэроплан, чей полёт обозначал начало и конец микрорайонных состязаний. Возможно, что аэроплан был детищем клуба МЖК.
Вот как пишут об этом студенты журфака УрГУ в издании Пресс-центра МЖК:
"Можно без преувеличения сказать, что всех команд-участниц зрители встретили смехом, улыбками, овациями. Потом все участники и «соучастники», минуя без жертв «Тропу здоровья», отправились на поляну, где развернулось основное действо праздника. С треском. проносится над головами аэроплан. Наша комментаторская кабина прибывает на первый этап комбинированной эстафеты вовремя. Корреспонденты занимают места у микрофона, и первые трели спортивного «трепинга» взмывают в эфир: - Солнце сегодня удивительно яркое, небо синее, снег белый. Налицо проталины и улыбки участников эстафеты. А какие трусы... виноват, костюмы у участников соревнований... А вот и старт! Забег «моржей» на 110 метров с барьерами. Впереди участник в... костюме... в горошек - это представитель дома номер два. Бурный финиш - и на второй этап уходят юные лыжники. Их ждут уже, переступая, «тройки» - папа, мама, я - спортивная семья... Эх, птица-тройка! Ах кони, кони!.. Вихрем пронеслись мимо нас: мы даже не смогли назвать лидеров. Поспешим же на этап «Кабан». Нелегко пришлось участникам этапа: кое-кому понадобилось посидеть на диете, чтобы «уложиться» в положенные 70 кг: Но все внимание на финиш: по-прежнему впереди команда второго дома, за ними идут дома 4 Б и 1Б. Не внесли изменений в положение лидеров и заключительные этапы - «лыжеход» и «биатлон». Итак, победители известны! Засвистел приветствие микрофон, жюри приготовило сладкие призы. Впрочем, награждение впереди. А поляна наша вся кипит: ребятишки карабкаются на шест; взрослые дети молотят друг друга подушками, а в центре «тридцать три богатыря» соревнуются силушкой - канат перетягивают. И не было равных молодцам из шестого дома - им и медали «со тортом». Тут же рядом тешились с гирей самые сильные люди МЖК - никто не смог противостоять бойцу КМСО-32 Озорнину, который выжал «полуторапудовку» 37 раз. Только закончилось соревнование, как над поляной снова пронесся аэроплан, и люди повалили на конкурс частушечников и плясунов.
Что за песни, что за смех
Огласили зимний лес?" [3].
К сожалению, фотографиями аэроплана МЖК мы не располагаем.
_________________________________________________________
Уважаемые читатели!
Если у Вас есть домашние архивы газеты "Советский журналист", которая печаталась в УрГУ Свердловка, то просим Вас отправить скан документа по почте lmaz@mail.ru с пометкой "для исследований историка А. Ефимова".
Ссылки:
1) Котельников В. Р. Амфибия Ш-2 // Авиаколлекция. Вып. 3. 2014.
2) Михеев Н. За пушниной на самолете // Наши летчики и наши самолеты. М.: Госвоениздат, 1931.
3) Новосельцев Ю., Серебров Б., Терлецкий В. Здравствуй, весна-красна! // Советский журналист. 29.03.1988.