Продолжим наши майские похождения по Екатеринбургу. Посмотрим на купеческие дома и пройдем в леса берегов Исети.
Усадьба А.А. Железнова построена примерно в 1895 г. по планам архитектора Б.А. Турчевича
В советское время в этом доме располагалось несколько научных заведений: от астрономической лаборатории до института истории и археологии УрО РАН.
Метенков В.Л. Усадьба Железнова, нач. XX в.
Историки сообщают, что "документов, свидетельствующих о строительстве усадьбы, не сохранилось. Обычно историками называется 1895 год - по дате на железном просечном флюгере, венчающем бельведер особняка. Архитектор также неизвестен: до недавнего времени им считали Ю.И. Дютеля, но в последнее время предпочтения отдаются пермяку Александру Турчевичу, в чей стиль усадьба вписывается лучше. Неизвестно и имя заказчика: Алексей Анфиногенович Железнов, по всей видимости, приобрел усадьбу уже позднее; по крайней мере, нет никаких свидетельств о его переезде на Златоустовскую улицу ранее 1907 г.
Усадебный комплекс, от которого сохранился особняк, парадные ворота, небольшой флигель (возможно, дворницкая) и часть решетчатой ограды, первоначально занимал большую площадь, спускаясь парком к берегу реки Исети. Ныне от парка остался лишь небольшой палисадник возле особняка да фонтанная чаша за домом - далее ограждение давно разобрано, во дворе стоит двухэтажный деревянный барак традиционной советской архитектуры, а в прибрежной части - здание психоневрологического диспансера. Представить сегодня первоначальный вид всей усадьбы, честно говоря, уже невозможно. Только по старой фотографической открытке можно судить, насколько удачно выделялся усадебный комплекс из окружающей застройки.
Особняк красного ("пудового") кирпича решен в ложнорусском стиле, богато украшен фигурной кладкой и коваными решетками; интерьер дополняют изразцовые камины, лепнина с явными элементами модерна, дубовые паркет и резные двери, высокие кедровые окна... Нижний, полуподвальный, этаж с "черным" выходом во двор - хозяйственный; высокий первый - деловой и парадный (кабинеты, гостинные, зал); второй - жилой. В целом перед нами крепкая и далеко не дешевая городская усадьба рубежа XIX-XX веков. Несмотря на трудную судьбу, особняк сохранился довольно полно, может быть, потому что стоит "не на виду". Другое дело, что состояние памятника архитектуры неважное - это сейчас археологам гвоздя в стенку забить не дают, а в советское время можно было все: и паркет линолеумом закрывать, и лепнину масляной краской красить, и дверные проемы переносить... Только летом 2004 года Уральскому отделению РАН удалось начать хотя бы частичную реставрацию здания - первую за более чем столетнюю его историю.
После революции дом неоднократно менял хозяев: вначале его заняли анархисты (с ними был связан один из сыновей бывшего владельца), затем формировалась воинская часть, потом здание переходит в ведение Наркомпроса. Здесь размещалась школа №93 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабослышащих. Верхние этажи занимали семьи учителей.
С первых дней Отечественной войны дом Железнова внесен в реестр сугубо секретных объектов города. Сюда, в глубокий тыл, специальный эшелон привез эвакуированный из Москвы государственный астрономический институт имени П.К.Штернберга (ГАИШ). В подвалах здания, за полутораметровыми кирпичными стенами вдали от транспортных магистралей (трамвая по ул. Куйбышева тогда еще не было) разместились хронометры Службы точного времени, руководил которой тогда М.С.Зверев. Уже в ноябре 1941 г. сигналы на одиннадцать часовых поясов страны передавались из Свердловска. За время пребывания службы в стенах дома Железнова был поставлен рекорд: она не только сравнялась по точности с германской, но превзошла ее на семь тысячных секунды. Группа ученых под руководством С.Н. Блажко составила "Таблицы моментов восходов и заходов Солнца и Луны". Эти таблицы были отпечатаны в Нижнем Тагиле и срочно отправлены на фронт для партизан, летчиков, моряков. Служба Солнца составляла прогнозы радиопогоды для армейской связи.
После войны здание вновь перешло в ведение народного образования - до момента создания Института истории и археологии, занявшего подвальный и первый этажи дома Железнова" [1]. Известный историк В.П. Микитюк, который работал в юности сторожем в Доме ученых рассказывал, как по ночам он обнаруживал в шкафах нетрезвых историков. На вопрос о "привидениях" в Доме Железнова историк отметил, что привидений здесь нет, а вот ощущения пребывания человека в доме создавал железный лист, болтавшийся по древности на верхних этажах. Когда ветер дул, лист болтался и создавал шум. Аналогично В.П. Микитюк рассказывал и о недовольных строителях, которые создавали усадьбу для одной дамы. Поскольку строителям платили мало, то они решили "отомстить" скупой купчихе и привязали веретено в глухом углу потолка. Когда ветер с улицы достигал этого глухого угла, то веретено стукало по деревянному потолку, и хозяйке, жившей в доме, было не по себе от таких звуков. Позднее, когда начали делать ремонт, веретено обнаружили и убрали его из угла. После этого никаких привидений не стало.
Далее пройдем к одному из важных мест старообрядцев в нашем городе - закрытой Никольской часовне.
Недостроенная Никольская церковь, её построили и закрыли для посещения в 2013 г.
В феврале 2019 г. общественник Владислав Головацкий проводил по этим местам замечательную экскурсию об истории старообрядческих домов и культовых сооружений в Екатеринбурге.
Владимир Головацкий проводит экскурсию, 2019 г.
Весьма интересна история Никольской часовни, которая здесь располагалась до современного здания. До 2008 г. здесь раньше располагалась старообрядческая Никольская часовня, которую посещали старообрядцы часовенного согласия.
Фото и планы из [4]
Ещё одно старинное фото с 1723.ru
В 2008 году старинную часовню стали сносить, чтобы построить новое здание.
Матвеев О. Снос старой часовни. 27.04.2008.
В книге С.И. Ворошилина о храмах Екатеринбурга об этой часовне сообщается так:
"Здание существует примерно с 1792 года. Было выстроено на левом берегу реки Исети на заимке близ Грязновской мельницы за каменным домом купца Муллова. Сначала именовалась Покровской часовней. В 1812 г. перед ней была освящена полотняная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она представляла собой деревянный настил (пол) размером 2x2 саж.(4,1 х 4,1 м), по углам которого были поставлены 4-аршинные (3,6 м) столбики с поперечинами, на которые была натянута пёстрая шелковая или полушёлковая ткань, с тремя входами спереди. Её освятили в полночь и перенесли в алтарь, а пол сожгли или пустили по воде. После этого в часовне стали служить обедни и причащать. Часовня была обита тёсом, выкрашена белой краской, крыша была выкрашена в зелёный цвет [5] .
Как сообщает историк Ю.В. Боровик, после издания Николаем II указа о веротерпимости 11 августа 1907 года была зарегистрирована Никольская община часовенных старообрядцев. На основании Положения от 17 октября 1906 г. метрические книги вводились в тех старообрядческих обществах, которые были зарегистрированы в губернской администрации. С 1907 по 1919 гг. велся подробный низовой учет старообрядцев этой общины, составлялись метрические книги. за указанный период в метрических книгах было сделано 815 записей о рождении, смерти и бракосочетании старообрядцев этого согласия. В Никольской общине записи вел секретарь совета общины Игнатий Селивестрович Крохин, иногда наставник Порфирий Лобанов, избранный на эту должность после смерти его предшественника 78-летнего Ивана Алексеевича Солодовщикова в декабре 1910 г. Из метрических книг нам известно, что с 1907 по 1910 гг. настоятелем Никольской часовни 13 лет был Иван Алексеевич Солодовщиков. С 1911 по 1917 гг. в часовне был настоятелем Лобанов Порфирий Данилович.
В ночь с 25 по 26 мая 1917 года на часовню было совершено разбойное нападение, и в ней было совершено зверское убийство. Злоумышленники убили в алтаре 65-летнего Прокопия Михайлова. Убийство было произведено во входных дверях в алтарь с правого клироса близ иконы Иоанна Крестителя [6].
Епископ Филарет и диакон Козьма Гришин в Никольской церкви. Фото до 1940-х гг. с 1723.ru
После установления советской власти при Никольской часовне было образовано религиозное общество, в котором было зарегистрировано 160 верующих. Но на богослужениях в ней, по данным милиции, собиралось по 1200 молящихся.
Во время кампании массового закрытия церквей в 1930 г. предполагалось закрыть и эту церковь, с тем чтобы передать её здание горкомхозу под общежитие для рабочих-сезонников. Но страстная просьба верующих, апеллировавших к властям с напоминанием о том, что "старообрядчество первый борец за свободу слова, свободу мысли и права человека на Руси" , была принятой во внимание, и эта церковь осталась единственной сохранившейся старообрядческой церковью в городе (для всех направлений) [5] .
Епископ Филарет и св. свщмч. Стефан (Расторгуев), клир кафедрального храма г. Свердловска. Фото с 1723.ru
На двух ее этажах разместились три придела: для часовенников, единоверцев и для приемлющих Белокриницкую иерархию. При этом единоверцы служили в нижней части храма, часовенники в верхней части у алтаря (под куполом), а старообрядцы Белокриницкого согласия получили тесное помещение размером 10x7 м в западной части второго этажа. Молельня была закрыта в марте 1941 года. В настоящее время здание оказалось на территории мебельной фабрики "Маяк", где постепенно разрушается" [5].
Как сообщается краеведом О. Матвеевым на сайте 1723.ru, "при советской власти Никольский храм превращался в швейный цех, производственную мастерскую и даже в склад. В последний раз службы здесь проводили в годы отечественной войны. Старообрядцы чтят это место до сих пор. Они надеялись, что здание когда-нибудь восстановят, а не снесут".
В 2013 г., когда застройщик отказался передать строение старообрядцам для проведения, разгорелся нешуточный конфликт, в который пришлось вмешаться митрополиту Викентию и Я. П. Силину - заместителю Председателя Свердловской области. Поразителен факт, что организации саентологов застройщик выделил целый офис в своих "апартаментах", а вот отдать церковь общине старообрядцев они не могут!
26 марта 2015 года, екатеринбургская община Древлеправославной Поморской Церкви получила официальный документ о передаче старообрядческого храма святителя Николая Чудотворца, который находится на перекрестке улиц Тверитина и Белинского. Но само культовое здание так и стоит недостроенным и закрытым.
Улицы Екатеринбурга
Церковь Сурб Карапета построена в 2013 г. Фото 2020 г.
Как известно, церковь была заложена здесь ещё в 2005 году. На торжественной закладке первого камня присутствовал глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас (Нерсисян). Строительству содействовал тогдашний губернатор Свердловской области Эдуард Россель.
Вход в церковь, 2014 г.
Во время визита в Армению Россель встретился с Католикосом Всех Армян Гарегином II и пригласил его на Урал - освятить новый храм. По согласованию со Святым Эчмиадзином первую армянскую церковь в Екатеринбурге освятили в честь Святого Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) [3].
Anton V. Внутреннее убранство церкви. Фото из wikipedia.ru
Внутри церкви. Фото из [2]
Декор. Фото из [2]
Одним из первых католикосов церкви был Артаксеркс. Затем его сменил Аристакис.
Отец Аристакис. Фото из [2]
Символика на ограде, 2020.
На территории церкви установлено несколько памятных крестов - хачкаров.
Хачкар, который хранит всех армян. Установлен в 2012 г. Фото 2014 г.
Хачкары богато декорированы.
Хачкар в память о помощи при восстановлении Спитака, 2014 г.
Надпись сзади, 2014 г.
Иногда хачкары передают дух древней Армении.
Красиво!
Надпись внизу
Латышев М. Обновленный хачкар, 2020 г. [3]
Проходим дальше, к излучине Исети. Здесь река делает поворот.
Исеть, флаг Армении и ЖК "Огни"
За излучиной находится большой пустырь.
Большой пустырь у Белинского.
Примечательно, что примерно в 2016 г. этот участок земли продали на закрытом аукционе за 1600 рублей!
Вид в сторону Белинского
Выходя на Ткачей, мы снова пересекаем Исеть по мосту.
Вы подумаете, будто бы это Москва и Петербург, но это Екатеринбург!
В конце улицы Ткачей ещё до революции располагалась ткацкая фабрика купцов Макаровых. После революции фабрику дополнили шпагатным, прядильным и льняным производством. Так на окраине Свердловска возникла Льно-прядильно-ткацкая фабрика имени В.И. Ленина (Ленинская фабрика).
Кордовый цех Ленинской фабрики. Фото 1928 г. из газеты "Уральский рабочий" предоставлено Е. Бурденковым
От названия профессий работников было дано название близлежащим улицам. Сейчас Ленинской фабрики давно нет. На её месте Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова.
После этого мы углубляемся в Центральный парк культуры и отдыха.
Наше внимание здесь привлек каменный сад, где мы ненадолго разместились на привал.
Каменный сад
Японский стиль
Глыбы стали больше
Каменный амфитеатр
По центральной аллее движемся на юг.
Выход с моста на Исети
Скульптуры с оленями были популярны как в парках, так и в санаториях
Те же олени в 1957-1958 гг. Фото с 1723.ru
По пути мы встретили необычную кормушку
Минималистичный дизайн
Памятник мотоциклистам Уральского добровольческого танкового корпуса, где и происходило его формирование. Раньше здесь были аттракционы и стояло колесо обозрения
Памятник был создан в 1995 г. по проекту Г.А. Голубева, а в 2015 г. по инициативе мотоклуба "Ночные волки" памятник реставрировали.
Чернышев А. Вид с колеса обозрения, 1970-е гг. Фото с 1723.ru
Чернышев А. Аттракционы в новой части парка. 1970-е гг. Фото с 1723.ru
Посмотрим на ещё один интересный памятник.
Стелла рекордсменам космоса
Раньше у памятника стояли скульптуры, которые потом куда-то делись... Чернышев А. Памятник в ЦПКиО, 1970-е гг. Фото с 1723.ru
Было бы логичнее поставить такую же стеллу и в Верхнем Дуброво, где была радиостанция, по которой получали сигналы от наших космонавтов.
Из парка мы выходим к переулку Базовому и пересекаем его.
Окраина парка - длинный переулок Базовый
Вот как эти места выглядели в конце 1930-х гг.
Новогрудская Е. Дикая часть парка. 1937-1938 гг.
Недалеко от дороги до конца 1980-х гг. располагались небольшие беседки.
Новогрудская Е. Беседка в дикой части лесопарка. 1937-1938 гг.
Происхождение названия переулка связано с тем, что рядом со ст. Шарташ в советские годы располагалось огромное количество самых разных баз различных трестов и организаций. Здесь были сосредоточены как промышленные базы, так и продуктовые.
Под мостом железной дороги надо проходить осторожно - малейшее движение ветра и камень упадет на Вашу голову
Вид на переулок Базовый
Вид на железную дорогу
Продолжение следует...
Ссылки:
1) Про особняк А.А. Железнова
http://dom.uran.ru/osobnyak/ 2) Родионов А. Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Армяне // ЕАН. 16.06.2017
3) Латышев М. Армянский храм Иоанна Предтечи/ vk.com. 14.03.2020
4) Голобродский М. Архитектура деревянных храмов старообрядцев // Домострой. 2001. № 4.
5) Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995.
6) Боровик Ю. В. Метрические книги старообрядцев-часовенных уральского города: характеристика источника // Документ. Архив. История. Современность : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 221-228.
Посмотрите также предыдущие части:
36 Майская прогулка. Часть 2. 36 Майская прогулка. Часть 1. 35 Майская прогулка