Всем привет!
Давно что-то не писала больших постов. Надо исправлять. Накопилось много фоток процесса. Вот сейчас все за раз и покажу. И расскажу)))
Год назад я слепила вот эту мастер-модель. Изначально она делалась под полиуретан, но из-за кризиса желание впрягаться в материальные отношения угасло и я решила сделать ее в фарфоре. У меня дома печка, так что никаких лишних вложений на литье.
Более полугода живность ждала своего часа и вот наконец я сняла с нее формы, вот эти
Вот уже про литье фарфора
Отливки
2 года назад когда я первый раз попыталась лить фарфор (хаха, я до сих пор пытаюсь, пытаюсь, а он все удивляет меня и удивляет) я столкнулась с проблемой черных точек. Ну кто-то даже помнит. Чего мне только ни советовали - не открывать печь раньше остывания до 50 градусов (кстати вот прикол, мне тут сказали, что часто на 300-х печь открывают и ничего! Я так не делаю и слышать было удивительно. Я на 100-90 стараюсь открывать) и что надо делать дополнительную выдержку час на 300 градусах и много такого, но ничего не помогало. Мне помогло только полностью исключить контакт отливки с металлом после высокого обжига - брать только печатками (на руках у нас полно металла от воды, от инструментов, от дверных ручек и т.д.) не смывать неудавшийся слой надглазурки водой из под крана (там полно металла, если надо смыть то лучше ватой смоченной в дист. воде), не делать пробной натяжки (где металлический крючок чиркнул по фарфору останется след который после обжига нельзя будет стереть, если уж очень хочется, то надо быть аккуратным и не использовать перекладины и крючки, а просто поставить зубочистки). С другой стороны, есть люди которые трогают руками париан после высокого и ничего. Есть те, кто раньше так делал и ничего, а теперь еще как появляются если без перчатки. Но для меня это железный метод. Единственное, что мне помогло, а я ведь все перепробовала тогда с первыми куклами лучницами. Точки коварны - они появляются бывает не на первом, а на пятом красочном обжиге и это очень обидно, так как ничего с ними не сделаешь (ну если только родинку нарисовать - хаха, а вы думали, чего так много родинок на куклах))). В любом случае у меня был метод, который для меня работал в 99% случаев.
А в этот раз я встретилась с ДРУГИМИ черными точками))). На выходе они смотрятся как точки первого типа, но причина у них другая. Они отпечатываются из гипса.
В это раз мне было лень покупать большой мешок гипса и пользовалась фасованными пакетами из Передвижника. Ни кому не советую. Идея вообще идиотская, так как он дороже, но у меня просто мало места и нет машины для 40 кг. Так вот, в нем полно точек. Вот тут видно - есть просто черные точки, есть откровенные куски металла, вокруг него гипс покрывается ржавчиной.
Вот форма, тут видно и те и те.
Ладно точки и точки в гипсе, но соль в том, что они при доставании отливки остаются на ней! И главное от этого меньше их в гипсе не становится, так как он просто почти состоит их них. На сухом гипсе их почти не видно, а на влажном вполне.
Вот на отливке они сплошь и рядом. И над глазом ржавое пятно отпечаталось с формы.
Ну абыдно да! Делаешь хорошие формы чтобы было меньше работы, а тут такое))) Ну ничего, куклотворчество вообще признано воспитывать в бесхребетных нас прекрасные качества упорства и стрессоустойчивости.
Эти точечки нужно сошкуривать, поддевать ножом. При это они щелкают!! Я не знаю что, но мне кажется что это какой-то графит или металл. Разумеется не магнитящийся металл (ну вы поняли, упорство и стрессоустойчивость!) Было бы круто провести магнитом над сухим гипсом и тем самым его очистить, но нет, не тут-то было. Так что только шлифовать и поддевать. Чем суше отливка, тем хуже их видно, так что время ограничено.
И конечно я бы не парилась если бы не была полностью уверена в следующем - если обжечь, то они станут несмывающимися черными точками. Значительно ярче, чем на отливке. По виду не отличить от черных точек о которых я писала выше. На утиле можно от них избавиться за счет дополнительный шлифовки, но бывают же крупные, которые надо поддевать и остается кратер - так что лучше на сушье все.
Это пробная панда. Сделала ее чтобы быть уверенной, что достаточно места под прокладки из замши. Очень порадовалась, что фиксация отличная. Я-то думала плясать с бубном, чтобы заставить полый фарфор фиксировать промежуточные позы также как цельная мм из полимерки, а оказалось не надо! Видимо это компенсация за невезуху с этими новыми точками, мать их за ногу.
Детали меленькие (панда на выходе 12 см получилась) и я делала формы с любимыми мною втулками для формирования шарнироприемников, так что литники были в шарах. И тут проблема - либо большой литник и удобно заливать шликер (но при этом литник большой и сильно портит, так сказать, сферичность шара), либо шары сохранны, но лить не удобно, так как капля не лезет)).
Я сделала узкие литники. И лила шприцем с иглой! До этого мне казалось это нереальным, но нет. Все так и отлиты. Конечно самая большая проблема в том, что шликер периодически начинает пузыриться. Т.е. набираем шприцем (без иглы, это принципиально), надеваем иглу, в игле воздух, так что надо слить чуть-чуть в сторону чтобы воздух вышел, еще пузырек воздуха может быть в толще шликера, его надо отстучать вверх, под поршень, как в случае в уколами. Ну и дальше собственно опускаем иглу в литник и плавно и льем, не слишком быстро. И вот в большинстве случаев все ок, но бывает ни с того ни с сего между иглой и клювом шприца начинает проходить воздух и отливка вся в мизерных пузырях. Но я как-то наловчилась. Правда до обжига меня мучило предчувствие, что вот на поверхности отливки все ок, а в толще стенки очень даже может быть пузыри таки есть и во время обжига они раздуются и все зря. Так вот когда я эту первую обжигала я была на 100% уверена, что из-за этого шприца с иглой все отливки будут как жабы после обжига. Даже на утиль не стала ставить - зачем лишний обжиг, если все в ведро? Ну и поставила сразу на высокий. И в этот раз, открывая печь я прямо предвкушала, что приоткрою, а там за пузырями и отливок не видно)), но не нет! Все нормально - ни одного пузыря. Мне кажется иногда фарфор идет на крайние меры просто чтобы меня удивить. Типа вот
- Она ждет море пузырей и не ждет точек (я еще не знала о том, что они таки будут из-за гипса), а давай вот вообще ни одного даже маленького пузырика, но точки давай сделаем, а! Вот тут, да, где она не дошкурила в неудобном для шлифовки месте между носом и глазом!
И вот я открываю и все наоборот - пузырей нет, а точки, с которыми было покончено давно - есть.
Так что я дальше продолжила пользоваться шприцем с иглой и вышлифовывать точки. Кстати самая проблема даже не в шлифовке, а в том, что нельзя пользоваться влажной салфеткой которую я так люблю - от нее они только глубже въедаются.
Мои швы. Они разумеется есть, но они вполне небольшие.
Обработка сухого фарфора.
Из формы и после обработки.
Утильный обжиг. Я делаю на 800 градусах. И шлифовки совсем чуть-чуть, так как я все делаю на сушье (это слово смешно и коряво звучит и немного дезинформирует, так как делать надо все по-максимуму пока отливка еще не сухая).
Вообще сейчас многие пишут, что утиль и мокрая шлифовка не нужны. Что смысла в этом нет. Что надо сразу на высокий и результат тот же. Вот я совершенно не согласна. Я тоже делаю по максимуму на сушье, но все-таки если еще на утиле 20 минут на шлифовку всего комплекта деталей потратить, то на выходе получается заметно лучше, чем сразу на высокий. Ну то есть, выбор каждого, лишняя поездка и аренда печи может для кого-то не стоить эффекта, дело личное, но не надо говорить, что разницы нет, ведь есть положить 2 детали и сравнить, то разница совершенно точно есть.
Шлифовка утиля в дистиллированной воде
Мокрый утиль становится телесным, даже когда фарфор белый. Я в первый раз когда увидела сильно удивилась - думала мне шликер тонированный дали вместо белого.
Отливки после высокого обжига. Блестят))
Дальше я сделала выкраски красок Мейсен, что мне прислала добрая Аня Добрякова. Здоровские краски. Конечно у кого как а у меня и с ними с красными проблемы.
Сделала вот такую штуку из белой глины и фехралевой проволоки 1 мм. Хотела краску наносить толстым слоем чтобы ярко и укрывисто, а в этом случае лучше на лещадку (даже с каолиновой обмазкой) не класть, так что вот закупила фехраля в ЛабКерамике и попробовала. Был риск, что такая тонкая проволока будет деформироваться под весом, но нет, все ок. Это первый слой и жаль, что я не сфоткала - после обжига не смотря на 3 теста краска неожиданно из розово-фиолетовой стало грязно-красной. Видимо краски сговорились:
- Давай ее удивим - вот она 3 раза сделала выкраски и типа уверена, а давай станем внезапно совсем другого цвета, а?
- Да, давай!! Давай зеленым станем?
- Не-не, это не так круто! Нужно быть коварнее!! Давай КРАСНЫМ! Она же все хотела красный на выкрасках!
- Точнаяк! Но только именно уродский такой, никуда не годящийся, красный давай!!
Так и вышло)) Жаль не сфоткала после обжига - сильно расстроилась, думала все пропало.
Благо эта проблема решилась просто - я добавила нужного белого и все стало как надо. Как и хотелось цвет ягодного йогурта.
Это до обжига
Это после
Ну прелесть просто - вкусный цвет удался. Там 3 слоя, так что смотрится как глазурь. Скользкая, гладкая и блестящая. Хоть кулон делай.
Это разница между 2мя и 1 слоем черной краски.
Это начала расписывать мордочки. Пандо-зомби какие-то))
Зато видно как я храню детали. У меня фобия, что они перепутаются или испачкаются. Так что я храню их в герметичном контейнере (а уж до высокого так вообще и не дышу туда, хаха) и в пакетиках одноразовых.
Когда все слои были обожжены устанавливаю перекладины. У одной куклы сделала как обычно - со стальной проволокой с медным сердечником.
Запиливаю дрелью и аккуратно. Ужасно нервное дело, так как можно черную испортить.
А потом решила, что давно пора попробовать использовать плоимерку - закрыть отверстия, чтобы как будто их и нет. И отлично удалось - использовала гель Скалпи и черную плимерку фимо, на выходе перекладин не видно. И полимерка не боится воды, что приятно.
Потом проклейка. Проклейка это новое для меня дело. Я же использовала Деколу раньше. Но она не так крута как кожа. Так что вот я решилась. И достаточно смешно и в моем духе решить это делать не на большой и удобной кукле, а не этой мелкой.
Я купила хитрую штуку - не то чтобы кожа с замшей, а замша с обоих сторон, называется спилок (от слова спиливать). Он тонкий и мягкий. Отличная вещь - клеится отлично. Точнее вначале когда я пыталась сделать это клеем типа Момент-геля было фигово - он топорщился от клея, теряет пластичность, да еще и глаза клей щипет, мрак. Я быстро бросила это клеи и стала пробовать другие клея что дома были. И тут я говорю с Машей по телефону и выслушав полный горечи рассказ она изрекает, а ты, мол, его Деколой приклей!! И меня потрясла изящная гениальность этой идеи - Декола же как раз плоха тем, что она такая липкая, что залипает даже недели спустя сборки. Для фарфора не так важно и можно избавиться от этого используя тальк, но сам факт - она липкая как черт - может даже красочный слой вместе с грунтовкой с куклы из застывайки оторвать залипнув. А тут липнуть не будет, так как есть замша сверху, и замша отлично держится. Короче я попробовала и рада до соплей до сих пор.
Сделала. Аж 6 раз сделала.
Дальше я приступила к реализации немного странной идеи.
У панд (кроме одной) у всех перекладина в голове. Сделано это для того, чтобы не было отверстия в голове и можно было фоткать без парика. Я использую стальную спицу для вязания. Тонкую, но оочень прочную - у меня от каждого откусывания на здоровенных кусачках остается выбоина. Но тут ничего не поделаешь - надо чтобы было прочно, ведь там крючок посередине и нагрузку перекладины испытывают очень большую. И главное головы-то широкие, а значит перекладина длинная и шанс прогибания выше, да еще и своего роды рычаг - может и фарфор сколоться. Так что я решила, что мне надо ее поддержать.
Заодно я решила попробовать вставить магниты изнутри головы и тонкие магниты в парик для его фиксации. Ниодимовые магниты неплохо держат через фарфоровую стенку, а если что, ну то их и не видно, если не знать, то не понятно, есть ли они там вообще. Так вот для поддержки длинной перекладины и фиксации магнитов я решила нашпиговать головы полимеркой. И это удалось однако. Почти без сложностей.
Прикол в том, что одной из сложностей было просто поставить магниты. Ну т.е. можно было надеяться сделать все просто - приставляем 2 магнита снаружи, кидаем 2 магнита в голову через отверстие в шее и они типа быстро находят пару. Ну да. Находят пару, но не ту, что на той стороне головы! Вместо того, чтобы притягиваться через стенку 2 магнита внутри просто слипаются и все тут. Хоть один кидай, хоть 2 сразу, все равно. Так что пришлось изголяться - кидать один, а потом отводить подальше, делать стенку из шлифовальной губки и кидать второй. Тогда на выходе получается это.
Выбор места магнита очень важен. Конечно хочется делать один и посередине(и избежать проблемы выше), но посередине я парик прошиваю прядями насквозь и магнита или куска металла там быть никак не должно. Так что приходится два (для симметрии) и в выверенном, безопасном месте. Я выбрала тут.
Дальше нашпиговываю голову легкой полимеркой Fimo Light (ее использую для того чтобы бусины крупные не были слишком тяжелыми, она рыхлая и не такая прочная как обычная, но тут этого хватит) - вытягиваю колбаску и долго и уныло проталкиваю ее внутрь головы (перекладины убрана конечно) стараясь чтобы между полимеркой не попадало много воздуха. Однако как ни старайся, но воздух между витками утрамбовываемой полимерки попадает. И вообще можно почувствовать себя механиком пересобирающим карбюратор через выхлопную трубу))
Дальше запекаю. Вообще тут очевидно надо было использовать легкую, безусадочную (чтобы в голове не гремело))) замозастывайку, но у меня ее нет. А полимерка хотя и прочнее, но если воздух попал ее раздувает. Во тут так и вышло. И я думаю, что с такой головой и таким отверстием это неизбежно. Благо я провела тесты - а то вдруг голова треснет))) Вот с легкой полиеркой все ок, а с обычной, я не знаю. Надо будет попробовать. С другой стороны самозастывайка боится воды и это не так хорошо, с третьей стороны никто фарфоровую куклу головой в воду не кладет. Полимерка прочнее, но раздувается, не боится воды, но от запека магниты малость теряют свою силу. Я в следующий раз наверное подумаю про самозастывайку, так как с магнитами лучше все-таки без запека.
Дальше дрелью высверливаю обратно канал и сверлом нужного диаметра делаю отверстие в полимерке под перекладину. Была идея сделать проще - вставить перекладину в незапеченную плоимерку, но это нехорошо - лишнее малейшее дивижение и полимеркаа уже не будет ее поддерживать как надо. Надежнее просверлить. Я же для снижения нагрузки на перекладину это делаю в первую очередь.
О, заодно и клевер видно.
Когда высвелено по размеру отверстия кажется, что полимерки там и нет.
Дальше я делаю так, чтобы перекладина была чуть короче (но разумеется она должна все равно лежать на фарфоровой стенке, а то пиши пропало) чтобы можно было закрыть ее белой полмерной глиной.
Для этого я использовала не рыхлую легкую, а обычную.
Парики я нынче делаю так. По-прежнему использую силиконовый герметик. На голову не надеваю презерватив и не использую больше пищевую пленку - и то и то не очень ровно на выходе, а покрываю голову фольгой. Аккуратно разглаживаю ее по форме головы и прижимаю ее ногтем или инструментом - чтобы было максимально плоско. Тут радость в том, что в отличие от презика и пленки уши можно аккуратно закрыть чтобы ничего не сборилось и не топорщилось. Дальше наношу плюху силикона, разравниваю мыльным пальцем (спасибо Наталье Саморуковой!), накрываю сухой салфеткой Джонсонс бэби - она хорошо тянется и при этом прочная. Натягиваю чтобы силикон выступил, приставляю магниты, еще силикона добавляю и сверху еще одну салфетку, опять тяну (только при этом надо магниты не сместить) чтобы силикон выступил и по верху еще раз разравниваю. Таким образом магниты (у меня 1 мм или там металлические пластины) находятся между двумя салфетками. Так же 2 салфетки лучше одной - прочнее и при прошивании меньше шанс, что порвется. И шапочка как ни странно тоньше, чем с одной - так как раньше приходилось лить больше силикона для прочности, а тут салфетки эту роль выполняют. Дальше клею пряди на силиконовый же герметик кольцами или по спирали пока не останется маленькая лысинка.
А ее уже прошиваю насквозь тонкими прядями. Последнее самое сложное и требующее аккуратности, но результат мне нравится больше других методов.
Левый готов.
А сегодня мы были в парке и добрая Маша немного пофоткала готовых. На самом деле их будет аж 6, но тут только 4. Не успела парики доделать остальным.
Итого 12 см - годятся для домиков 1:12, фарфор Париан, надглазурная роспись (глаза фиолетовые, щечки нежно-розовые - не видно на фото), парики из козы, гетры черно-белые, черно-фиолетовые, черно-розовые, одна просто в черных (которые смотрятся как чулки, ну пусть будет такая), одна будет просто с черными, как в природе.
Жаль сзади не сфоткали, сзади красиво подстрижено.
Вот эта фотка мне нравится
Косички конечно можно расплести. Волосы ниже попы.
Эта с челкой
Можно без парика (кроме одной, той, что с длинными и челкой - у нее литник не закрыт). Без парика ушки виднее
На всех головах логотип. На всех попах смешные хвосты))
На фоне очень прикольной коробки от чая - прямо то, что мне было сегодня надо - там 4 мягких отделения для четырех животных))
Ура. Панды продаются. Пишите если вдруг что.
А еще я хочу попробовать сдеать им пачки. Весело же и сразу отпадает вопрос; "А почему они такие худые? Панды должны быть толстые". А вот и ответ: А потому, что они балерины! И гетры в тему. Ну посмотрим, что получится, я уже вижу, что маленькие пачки это не так просто, как хотелось бы.
А потом, в это воскресение я уезжаю на дачу и буду там лить Мир. Ура!