Ценовая пауза 3 зимних месяцев, в результате которой её годовой показатель за февраль опустился ниже 5% (до 4.6%) впервые с июня 2012г.*, продолжилась и в начале весны. После 2-х подряд нулевых приростов цен в данных недельных обследований, в последнем (по состоянию потребительских цен 13 марта) он вырос до 0.1%, главным образом - из-за округления до десятых долей процента. С учётом недельных данных годовой показатель снизился к середине марта до 4.4%, двигаясь к цели в 4% быстрее «дорожной карты» ЦБ.
Единственной крупной позицией, вносящей отрицательный вклад в годовую инфляцию, остаются (последние 4 с половиной месяца) овощи и фрукты, -0.35 п.п. в феврале. Правда, именно они стали причиной возвращения к недельной инфляции из-за сезонного ускорения удорожания картофеля, моркови и томатов.
Большая политика...
Возможно, ЦБ уже начал подготовку общественного мнения к «досрочному» размораживанию ставок на заседании в следующую пятницу (24-го). О такой возможности сообщил на неделе в интервью Блумбергу директор департамента ДКП регулятора. Ранее аналогичная подготовка рынка путем словесной интервенции использовалась ЦБ в октябре 2015г..Тогда вопреки консенсусным ожиданием на продолжение смягчения денежно-кредитных условий, ЦБ взял 9-месячную паузу в снижении ставок.
Сейчас консенсусный прогноз на сохраннее ставок, по крайней мере до конца апреля, возможно, также нуждается в корректировке. Во всяком случае, вероятность достаточно твердого обещания смягчения денежно-кредитных условий до конца апреля становится почти 100%-ной, в противоположность «ястребиному» тону пресс-релиза от начала февраля, связанному с началом
проинфляционных валютных интервенций Минфина.
... и маленькая вера
Вместе с тем, население пока не верит в устойчивость (относительной) стабилизации цен. В
февральском обзоре инфляционных ожиданий, ЦБ отметил, что снижение их прекратилось. Тем не менее инфляционные ожидания на год вперед, рассчитанные на основе опросов по собственной модели ЦБ, невысоки - 4.6%. Исходный же показатель ожиданий проводившего опрос инФОМ, рассчитанный как медиана ответов, вырос до 12.9%, ухудшившись на 1.5 против январских 11.5%, минимальных с середины 2014г.
Также в ЦБ подсчитывают (в порядке научных исследований, поскольку речь идет о моделях) также показатель очищенной от кратковременных, немонетарного происхождения (идиосинкразических), факторов инфляции -
трендовой. Она по смыслу должна быть более пригодна для её среднесрочных прогнозов - и соответственно управленческих решений Банка. Судя по ней, тренд инфляции все ещё не опустился до «дошоковых» уровней 2012-13гг. Так что риски не получить цель - среднесрочный тренд в 4%, начиная с 2018г., всё еще есть.
Прим.: аномально низкая годовая годовая инфляция первой половины 2012г. возникла из-за сочетания временных факторов - переноса срока индексации платежей ЖКХ с января на июль в связи с выборами Путина, и высокой базы продовольственных цен 2011г. из-за предшествующей засухи.
P.S.
-0.25 п.п., до 9.75%/г. Аргументы в пользу возможности снижения к.с.: (i) укрепление рубля из-за сокращения страновой премии за риск; (ii) сохранение сберегательной модели потребительского поведения. Риски не получить 4% к концу года и сохранить их средненосрочно с 2018г. (помимо внешнеэк. волатильности): (i) непреодоленная ещё интерция инфл. ожиданий; (ii) возможность быстрого изменеия сберегательного поведения домохозяйств.