Обменный курс быстро рос в последние месяцы. Реальный (за вычетом инфляционного снижения номинала) курс к корзине валют торговых контрагентов вырос с июня по октябрь на 6%, к доллару - на 5%, притом, что цена нефти колебалась слабо. Среднее с мая по октябрь - 47.1 д/б, в октябре - 49.5 (максимум за 15 мес.) перед тем как в качестве первой реакции на выборы в США снизиться до минимальных за 6 мес. уровней - 43.2 на 11 ноября (цены Brent с поправкой на инфляцию доллара). В целом реальный эффективный курс рубля вернулся к уровню почти 2-летней давности (ноября 2014г.), притом, что нефть с той поры подешевела в 1.64р. в постоянных долларах. Возможно, это нуждается в некоторых пояснениях.
Текущий счет
Укрепление рубля согласуется со сдвигами в платежном балансе в последние месяцы, где как сальдо текущего счета, так и чистый отток капитала показывали в завершившиеся 4 месяца 2-ого семестра т.г. в среднем близкие к нулю значения. Околонулевой баланс по текущим операциям - притом, что экспортная выручка в целом следует за ценой нефти, и стало быть, оставалась примерно постоянной в последние месяцы, а отрицательный баланс услуг существенно уменьшился - означает относительное восстановление импорта.
За 10 мес. профицит внешней торговли товарами сократился наполовину к 10 мес. прошлого года. Предполагая, что импорт описывается как функция совокупного внутреннего спроса и реального обменного курса, понимаем, что восстановление импорта в сочетании с, по крайней мере,
не увеличивающимся внутренним спросом согласуется с ростом эффектного курса (т.е. по отношению к валютам контрагентов по внешнеторговым сделкам).
Отток капитала
Обнуление текущего счета компенсировалось «зеркальным» прекращением чистого оттока капитала в июле-октябре. В итоге за 10 мес. он снизился против прошлогодних 10 мес. в 5.1р. Основной вклад в сокращение чистого оттока вносит сокращение валюты на счетах российских банков (на 23.3 млрд. долл. за 9 мес.), хотя при этом их внешний долг, т.е. депозиты нерезидентов в банках российской юрисдикции, также сокращается (российский банковский сектор продолжает «окукливаться»), но в меньшей степени. Сокращение валюты у банков заметно связано с возвратом ранее полученных кредитов из резервов ЦБ, операционный прирост которых за 10 мес. составил 14.7 млрд. долл. (что примерно соответствует «плану» ЦБ по увеличению резервов на тек. год, обнародованному в ДДКП №3).
В то же время баланс движения денег с заграницей для населения и небанковских предприятий остается существенно отрицательным. Чистый вывоз капитала для этого сектора - 16.5 млрд. долл. за 9 мес., что даже больше прошлогодних 13.5 млрд. долл. Это отчасти связано с выплатой корпоративного внешнего долга (7.2 млрд. долл. за 9 мес.), тогда как в первые 9 мес. прошлого года, несмотря на «санкции» внешние заимствования российских компаний росли. Но главным каналом вывозом капитала стала покупка россиянами зарубежных активов (20 млрд. долл. прямых и портфельных инвестиций за границу за 9 мес.). Притом, что иностранные инвестиции в экономику РФ, за вычетом частичного реинвестирования прибыли компаниями с ПИИ, за 2.5 послекрымских года стабильно равны 0.
Перспективы
Если исключить из рассмотрения неопределённый, как всегда, фактор нефти, то перспективы дальнейшего реального укрепления рубля могут быть связаны как с ростом душевого ВВП (производительности труда) в РФ относительно торговых партнеров (
эффект Баласса-Самуэльсона), что представляется не слишком вероятным, либо с дальнейшим сокращением профицита текущего счета и переходом его в дефицит.
Последнее тоже кажется не слишком вероятным, хотя такое развитие раньше всегда предполагалось
в 3-х летних прогнозах МЭР. Это предполагает, если не расходовать международные монетарные резервы, компенсацию дефицита СТО «зеркальным» притоком капитала - либо через внешние займы (но это, как правило, сужающийся канал притока капитала в условиях волатильного обменного курса, исключая лишь целиком ориентированные на экспорт корпорации, доходы котторых автоматичиски защищены от курсовых колевбаний), либо через иностранные прямые и портфельные инвестиции. Но скорее, как ожидает ЦБ в своем текущем прогнозе, произойдет возврат к профициту текущего счета, что может относительно ослабить рубль.