В преддверии послезавтрашнего решения ЦБ по денежно-кредитной политике (которая, по заверению регулятора, и так уже смягчилась из-за смещения ставок денежного рынка к нижней границе «ценника» ЦБ на предоставление/абсорбирование ликвидности, благодаря
закачке ликвидности со стороны бюджетного дефицита и способу его финансирования, не предполагающего заимствований вне банковского сектора, или, как сказали бы по старинке наши деды, «эмиссионного»), а также и в честь неправильно освященной ракеты на к/д Восточный, не смогшей по этому поводу взлететь, уместно записать пару цифр о выпуске и продажах, как раз представляющих собой то, что названо в сабже. (О денежном секторе, итоговым выражением деятельности которого является показатель инфляции, мы с вами
уже записывали, и с ним с точки зрения ЦБ, возможно, всё даже чрезмерно хорошо - температура экономического тела, измеряемая этим показателем, скорее ниже нормы).
ВВП
Пока есть лишь оценки, а не данные сколько-нибудь системных измерений. Д.А. Медведев
артикулировал на днях оценку МЭР -1.7%, видимо, в годовом сопоставлении. Тогда, с учетом високосности года, это примерно соответствует спаду в 0.6% к предыдущему кварталу swda, т.е. с поправкой на сезон и календарь. Цифра примерно такая же, как в 4-ом квартале 2015г., в 3-ем спада практически не было, но в целом выпуск в экономике России понемногу сжимается 7-ой квартал подряд (с максимальными темпами в 1-ом и 2-ом кв. 2015г. в 2.1 и 1.2% swda соотв.). Это наиболее продолжительная рецессия в РФ за более чем 20-летний период с начала 90-х.
Ну и чтобы развеять тоску, пара альтернативных цифр.
По ранней оценке ЦБ, спад в 1-ом кв. должен был составить 1.7-2.0% в год. сопоставлении, что по их расчетам соответствует сжатию за квартал лишь в 0.3% swda. Наконец, мои манипуляции с представляемым Росстатом индексом выпуска в базовых видах деятельности (с/х, пром., стр-во, торговля, транспорт и связь), вроде бы показывают, что сжатие тут остановилось ещё с осени прошлого года, и выпуск, после сглаживания месячных флуктуаций оставался в целом стабильным (до февраля вкл., за который Росстат пока дал последнюю цифру.)
Промышленность
«Доху ли ты не видел?» - примерно в таких выражениях могли бы приветствовать саудовские нефтяные шейхи своих русских коллег, глядя на показатель добычи нефти в РФ, кроющий свои прошлогодние рекорды как бык овцу (в 1-ом кв. добыча выросла на 4.5%, в т.ч. в марте - на 5.3%). Видимо, считающие себя крайне хитрожопыми русские, в ожидании замораживания добычи, решили разогнать её до уровня, выше которого подняться уже проблематично. Но увы. Правда, подмога неожиданно пришла с другого боку, от американской статистики запасов. Цена нефти, несмотря на козни сланцевых врагов прогрессивного человечества, таки растёт (на момент постановки этих букв в строку Брент с поставкой в июне пощупала уже 47, правда, потом чуть приникла). Хотя исходя из статистики последних 3 лет, слегка перевернувших представления о динамике цен, этот рост вполне может быть сезонным, затухающим к концу лета.
Дружно растёт, гонимое вверх девальвированным рублём, и все остальное, промышленным способом выкапываемое из бескрайних отечественных просторов. Так что если раньше горячие головы величали родину сырьевым придатком, то теперь, придерживаясь той же медицинской лексики, вполне могут обозвать её и сырьевым маньяком.
С обработкой дело обстоит сложнее, и ситуация там разноплановая. Главным драйвером спада остаётся машиностроение, где продолжает поджиматься выпуск многих видов инвестиционной продукций и легковых автомобилей, правда, слегка отпустило упавшую в прошлом году в разы бытовую технику и электронику. Сжимается также выпуск в черной металлургии и производстве основных строительных (кроме отделочных) материалов и мебели, а также в нефтепереработке (в текущих условиях выгоднее гнать на экспорт сырую нефть). Точками роста остаются импортозамещающая еда (мясо, птица, сыр), а также выпуск тканей и одежды, целлюлозно-бумажной и химической продукции (в частности, удобрений).
Инвестиции и строительство
Поскольку оперативных оценок инвестиций в основной капитал Росстат больше не публикует (до выхода квартальных данных о ВВП) приходит судить об инвестиционном спросе лишь по объемам строительства, динамика которого видна на графике. Ввод жилых домов остаётся высоким, в значительной мере, по-видимому, благодаря госпрограммам поддержки ипотеки и материнского капитала, что с высокой вероятностью может со временем привести к «кризису перепроизводства» на жилищном рынке по американскому образцу 2006-08гг. К счастью, у нас нет MBS и производных облигаций, так что обрушение финансовых рынков как следствие ипотечного бума, как это было там, всё же не слишком вероятно. Да и зарубежный инвестор, в отличие от ситуаций, предварявших кризисы 1998 и 2008гг., сейчас не очень-то горит желанием покупать русские бумаги.
Покупки, зарплата и безработица
На другом конце хозяйственного цикла - на стороне конечных продаж домохозяйствам - всё выглядит по прежнем уныло. Покупки в рознице снизились на 5.2% в год. сопоставлении (в т.ч. еды и напитков - на 5%, а не еды - на 6.5%). Это по отношению к итак уже изрядно поджавшимся цифрам марта 2015г. При этом продажа на рынках и прочих «развалах» упала более чем на 16%. Вялый спрос не только тормозит инфляцию, но ещё и сдерживает снижение обменного курса, что не так очевидно, но
тем не менее.
Это выглядит немножко парадоксально на фоне ситуации на рынке труда, где с начала года реальная зарплата развернулась к росту, а безработица остается в целом на «естественном» уровне, без тенденции к росту, несмотря упорный рост численности рабочей силы в возрасте 15-72г., как и доля её в населении. Несмотря на мрачные прогнозы демографов и скептиков не так уж большой давности, демографическая нагрузка на 1 работающего со стороны детей и стариков сейчас минимальна за всю историю России от Р.Х. Из секторов, где зарплата растет наиболее быстро, можно отметить банки, химические производства, добычу руд, рыболовство, журнальную и издательскую деятельность. Практически не растет зарплата у чиновников, военных и полицейских, слабо - у преподавателей, учёных и медиков, где она не покрывает инфляцию.
Причина разрыва в росте доходов и покупок - очевидно, в состоянии потребительского кредита, где, хотя прошлогоднее сжатие и остановилось, ничего похожего на бум 2011-14гг. нет и близко. Захочет ли ЦБ поддержать увядший потребительский спрос надуванием еще одного кредитного пузыря, чтобы потом уже лечь резко и надолго, либо предпочтет постепенное нащупывание нового равновесия - вот примерно так стоит вопрос, ответ на которых должно дать решение по ставкам в пятницу.