МЭР РФ в опубликованном сегодня
мониторинге ситуации в экономике за 7 мес. подтвердил свою оценку прироста ВВП в июле на 0.1% (mom swda). Индекс выпуска в базовых видах экон. деятельности (с/х, пром., строительство, торговля, транспорт и связь) Росстата указывал на возможную приостановку спада в них еще месяцем ранее.
На всякий случай напомню, что показатели помесячной динамики и направления их изменения могут, особенно - в точках перегиба, отличаться от квартальных оценок динамики ВВП, считаемых Росстатом, из-за инерционности. Так, оценка ВВП за 2-ого квартала (-4.6% yoy) после перевода ее в формат «к предыдущему кварталу, сез. календ. корр., указывает на сохранение всё еще достаточно сильного спада; аналогично, приросты по 0.1% «месяц к месяцу» на протяжении 3-его квартала выведут его всего лишь на 0% ко 2-му кв. (sa). (В предположении, что наблюдавшийся в августе провал цены Brent до 42 долл./барр. был всего лишь проявлением волатильности, а не новой «ступенькой». В данный момент, конец пятницы, ближайший фьючерс «тестирует» уровни возле 50).
Вышедшие ранее данные Росстата об экономической активности по секторам ясно указывают на слагаемые приостановки спада. Это: (а) прошедшая «дно» подстройка потребления и доходов под новые уровни цен нефти и, соответственно, курса рубля; (б) вклад продолжающейся коррекции инвестиционного спроса (снижение достигло 8.5% yoy) отражался в большей мере на импорте оборудования, в то время, как объем строительных работ также стабилизировался, правда, всего лишь на уровне «дна» предыдущей рецессии.
Перспективы, предопределяющие инвестиционные решения, остаются неясными. В частности, сохранятся ли произошедшие сдвиги в потребительском поведении (сжатие кредита, увеличение склонности к сбережению) или предыдущая его модель восстановится в ближайшие кварталы? Будет ли снижение цены нефти и других коммодитиз перманентным, или возможен «отскок»? Однако по мнению аналитиков VTB Capital, из множества факторов, препятствующих росту инвестиций (повышенных реальных ставок, вялый спрос и т.д.) по крайней мере, один, кажется, ушёл - неопределённость экономической политики.
Предложения зафиксировать обменный курс, резко снизить ключевую ставку, ввести «валютный контроль» и т.п., в обилии наводняющие интернет и прочие средства коммуникаций, как только рубль приходит в движение, остаются «песочницей» для академиков и депутатов, и даже не обсуждаются на сколько-нибудь серьёзном уровне. А решения макроэкономических властей, в частности, по ключевой ставке, становятся всё более предсказуемыми.
Розничный товарооборот немного восстановился. Покупки и продуктов питания, и непродовольственных товаров уменьшили спад в годовом сопоставлении, вернувшись к цифрам -7.7% и -8.3% соотв., характерным для первых месяцев рецессии в конце зимы. Этому способствовали как остановившееся уже несколькими месяцами ранее падение реальной зарплаты (правда, в июле оно продолжилось на фоне индексации ЖКХ), так и замедление роста депозитов населения в банках в июне-июле. Вероятно, какой-то вклад в то, что потребители посчитали текущие условия для покупок более благоприятными, внесло ослабление рубля, как обычно, провоцирующее рост инфляционных ожиданий, и покупки, откладывавшиеся ранее. В частности, продажи легковых автомобилей в июне-июле сокращались лишь на 29.7 и 27.5% в год. сопост. соотв., против, например, сокращения на 42.5 и 41.5% в марте-апреле.
Подстройка рынка труда следует «российской модели», и идёт не через рост уровня безработицы (в июле он даже сократился до 5.5% сез. корр.), а через корректировку цены труда - реальной, снизившейся в июле до -9.2% в год. сопоставлении, а в некоторых случаях - и номинальной. Помимо снижения зарплаты, адаптация трудовых издержек включает в себя: (а) сокращенный рабочий день (-6.6% год к году по месту основной работы в 1-м квартале) и (б) увеличение задолженности по заработной плате, выросшей к началу августа на 54% в год. сопост. (количество сотрудников, перед которыми имеется задолженность, выросло на 31.4%, правда, оно остается небольшим по историческим меркам - 80 тыс., и ничтожно в соотношении с общем числом занятых).
В целом эти данные о состоянии выпуска и спроса, последние доступные на момент принятия решения по ключевой ставке через пятницу (11 сентября), вкупе с состоявшимся ослаблением рубля и
ускорением инфляции, достаточно чётко предсказывают, что Банк России возьмет паузу в цикле смягчения денежно-кредитной политики. Одновременно ожидается, что регулятор компенсирует эту остановку более четкими высказываниями о своей будущих действиях политике, благо очередное решение будет сопровождаться пресс-конференцией председателя и выпуском доклада по денежно-кредитной политике за 3-ий квартал. Вопросы, требующие комментариев руководителя ЦБ: (а) условия, при которых Банк России продолжит пополнение резервов и какими темпами; (б) детали «стратегии выхода» из механизма предоставления валютной ликвидности через репо и по другим каналам - сроки, темпы и (в) какую траекторию повышения процентных ставок ФРС уже учитывает в своих решениях ЦБ РФ, и какие возможные неожиданности в связи с этим могут возникнуть.