Начало второго квартала в ранних индикаторах: признаки стабилизации выпуска

May 02, 2015 17:27


Решение ЦБ по денежно-кредитной политике на май и половину июня (ключевая ставка -150 б.п. до 12.5%/год.), возможно, оказалось менее радикальным, чем ожидали некоторые аналитики. В частности, VTB Capital Research предсказывал снижение к. с. на 200 б. п. Да и риторика самого ЦБ на этот раз выглядит откровенно «голубиной». Риски усиления инфляции регулятор видит лишь как следствие возможных инноваций со стороны остального мира (снижение цены нефти, дополнительные санкции), либо правительства (пересмотр лимитов повышения регулируемых цен и тарифов; смягчение бюджетной политики; ускорение роста номинальной заработной платы бюджетников). В то же время подчеркивается преимущественно циклический характер снижения выпуска, вызванного инерционностью процесса подстройки экономики к новым условиям и сохранением неопределенности.

Рост потребительских цен по итогам апреля действительно, скорее всего, окажется, практически самым слабым с начала 2014г. (не считая искаженного регулятивными инновациями июля) - около 0.6% к марту, или 7-8% в пересчете на годовую скорость. Это почти вдвое ниже, чем в марте, вчетверо - чем в феврале, и в 6 раз медленнее январской инфляции (все цифры - сез. корр.). Правда, такой низкий показатель может оказаться и единичным среди следующих нескольких месяцев. Ведь помимо сузившегося потребительского спроса на цены повлияло и укрепление рубля к доллару (на 17.5% между 2 заседаниями совета директоров ЦБ), а это явно разовый фактор. Тем не менее, показатель инфляции в годовом сопоставлении, скорее всего, при отсутствии упомянутых выше инноваций, уже не превзойдет мартовские 16.9%. В частности, показатель апреля будет 16.5-16.6%.

Не реализовались опасения эффектов «второго круга» переноса ослабления рубля на цены, связанные с индексацией номинальных зарплат, которые явно стояли за более осторожным снижением (-100 б.п.) ключевой ставки на предыдущем заседании СД. Главным образом - благодаря бюджетному решению о замораживании зарплат госслужащим, что автоматически затормозило рост зарплат и в частном секторе (в марте, по предварительной статистике, сокращение реальной заработной платы было -9.3% в годовом сопоставлении).


Сложнее выглядит прогноз дальнейшего охлаждения экономики, и возможного ускорения адаптации к новым условиям с помощью более радикального смягчения монетарной политики. Апрельские конъюнктурные опросы Росстата в промышленности указывают, что оценки делового климата руководителями предприятий, возможно, чуть улучшились на фоне 1-го квартала. Однако они остаются на уровне, указывающим скорее на стагнацию, чем на рост деловой активности. Оценки роста выпуска основного вида продукции снизились до уровня начала 2010г., когда предприятия стали впервые фиксировать рост выпуска в своих ответах после рецессии 2008/09гг. Правда, прогнозы роста выпуска в следующие 3 месяца в апреле впервые с начала года развернулись к повышению.

Слегка замедлился, но не прекратился процесс снижения уровня использования производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Он ускорился с сентября прошлого года (а вообще «пик» загрузки мощностей, который примерно соответствовал уровню, достигнутому перед рецессией 2008/09гг., был пройден 2 года назад). При этом опрошенные отмечают довольно странный разворот к увеличению дефицита занятых в обрабатывающих отраслях, что вовсе не характерно для циклического спада. Возможно, это связано с оттоком занятых здесь прежде в больших количествах трудовых мигрантов. Добывающие отрасли ведут себя в этом смысле более «правильно», показывая наряду с сокращением загрузки мощностей и увеличение избыточной занятости (возможно, это связано с резко ухудшающимися 2-ой год подряд производственными показателями Газпрома).

Индекс PMI в сфере услуг также указал на «долгожданную» (по выражению, употребленному в комментарии представляющего этот индекс банка HSBC) стабилизацию. Индекс, впервые за 7 последних месяцев перешагнув критическую отметку 50 баллов, отделяющую рост деловой активности от снижения, указал на возобновление роста в секторе, как и совокупный индекс, аппроксимирующий движение ВВП. Тем не менее данное обследование указало на продолжающееся сокращение занятости. Правда, темпы этого сокращения замедлялись второй месяц подряд, и согласно данной методике опроса в апреле оказались минимальными с октября прошлого года.

В целом, скорее всего, мы видим в динамике производства - при внешней схожести - отражение более сложных процессов, чем обычный циклический спад («шок спроса») из нью-кейнсианской модели, лечащийся снижением ставок или, на худой конец, «количественным смягчением». Ослабление рубля привело к снижению принципиально незамещаемого (во всяком случае, в среднесрочной перспективе) импорта, в частности, инвестиционного назначения. Это вызывает спад по кругу дополняющих товаров и услуг, и делает маловероятным восстановление прежнего объема совокупного выпуска, даже если спрос был бы поддержан более быстрой нормализацией ключевой ставки. Другими, более «научными», однако интуитивно совершенно понятными словами, снижение цены нефти и санкции снизили и «потенциал» российской экономики. Тем не менее, ЦБ может приблизить нащупывание «дна» выпуска, если данные по инфляции за 2 дополнительных месяца, которыми он будет располагать на следующем заседании СД (15 июня), позволят ускорить процесс снижения ставок.



По данным Росстата (последняя дата регистрации 05.05.15)

Доп.: Годовая инфляция (уровень цен апреля к апрелю прошлого года) замедлилась впервые с начала нынешнего инфляционного всплеска, стартовавшего с введением продуктовых само-санкций в августе прошлого года, до уровня ниже 16.5% (против 16.9% в марте).  В значительной мере замедление вызвано торможением роста цен на плодоовощную продукцию, некоторые виды которой (огурцы, помидоры) даже подешевели по отношению к зимним ценовым пикам. Не учитывающая эти цены базовая инфляция (по версии Росстата) в апреле осталась на уровне предыдущего месяца - 17.5%.  Если добавить сюда кур охлаждённых и сахар-песок, то этими четырьмя видами продукции (из 65, для которых можно оценить динамику цен на основе еженедельных публикаций Росстата) снижение цен и исчерпывается. Несмотря на идущее уже 3-ий месяц укрепление рубля, цены на большинство остальных товаров в лучшем случае остались на уровне достигнутых зимой максимумов.





ИПУ, Ставки, ЦБ, Инфляция

Up