Пик инфляции в годовом сопоставлении пройден

Mar 31, 2015 17:19


Исходя из недельных индексов цен, за месяц с 24 февраля по 23 марта, потребительские цены выросли всего на 0.9%. Если инфляция марта на основе более репрезентативной месячной статистики не будет существенно отличаться от ее аппроксимации еженедельными наблюдениями, то изменение индекса потребительских цен в годовом сопоставлении в марте составит 16.6%. Это меньше, чем 16.8% в феврале. Медиана из показателей годовой инфляции по 68 товарам/услугам, захваченными еженедельными наблюдениями, после 17 февраля имеет также лишь очень слабую тенденцию к росту, оставаясь близ 18.7-18.9% (на графике справа). Факт, сам по себе уже давно констатированный как министром ЭР, так и в сетях; добавлю только на память пару слов о причинах еще одной победы - ну, понятно кого.

«Эффект базы». Годовая инфляция предыдущих (трёх) месяцев вмещала в себя 3 инфляционных волны: (а) «крымскую» - ускорение средне недельного роста цен до 0.2% в следующие 2 месяца после референдума против 0.13% до этого момента с начала 2014г. и 0.08% - за предшествующий ему год (все показатели - по медиане из обследуемых товаров, без учета плодоовощной продукции с ярко выраженной сезонностью цен, и тарифов на услуги ЖКХ и транспорта); (б) «санкционную» - со второй недели августа, плавно перешедшую в (в) «курсовую», совместными усилиями поднявшие недельные медианные роста товарных цен выше 0.3%, где они остаются и по сей день, пройдя максимум - около 1% в неделю - в первой половине января. Росстатовские недельные показатели роста цен (начиная с последней недели февраля - 0.2% - ниже из-за учета в них административно регулируемых тарифов на услуги, которые в основном не повышались).

Начиная с марта, в годовом периоде сравнения постепенно остается лишь 2 инфляционных волны. Сравнение базируемся уже на ценах, выросших на фоне «крымского» эпизода. Формально, мартовский годовой индекс получается из февральского делением на рост цен в марте прошлого года и умножением на рост в марте текущего. Замедление инфляции в годовом сопоставлении может получиться даже и при ускорении текущего роста цен, если год назад скачок цен был еще больше. Отсюда понятно, что особенно интенсивное снижение годовой инфляции может пойти с августа на фоне введения продуктового эмбарго год назад. Если, конечно, за эти 4 месяца российские управдомы не отыщут каких-нибудь новых приключений на свои и наши жопы.


Ну, а кроме того, инфляция в последние недели действительно затухает. С учетом сезонной коррекции интенсивность мартовского роста цен примерно соответствует 9%-ной инфляции. Это будет первый однозначный показатель месячной инфляции (в формате saar) за 13-месячный период с марта 2014г. (если опустить низкий сезонно скорректированный показатель июля, обусловленный ежегодной индексацией тарифов ЖКХ по формуле «инфляция минус 30», т.е. с понижающим коэффициентом 0.7. По сути, индексация все равно оказалось полной, просто была «размазана» на другие месяцы введением отчислений на кап. ремонт для собственников/кратным ростом платы за наём для нанимателей гос. и муниципального жилья и т.п.).

В динамике цен в последние недели, помимо укрепления рубля (которое само по себе обычно не отыгрывает цены вниз), уже четко прослеживается сжатие платежеспособного спроса, как из-за упавших реальных зарплат и пенсий, так и из-за сокращения потребительского кредитования, начиная с Нового года. В частности, со второй половины января наблюдалось снижение медианных индексов цен в товарной группе «телевизоры, автомобили, бензин». С начала марта оно, правда, опять перешло в рост, но пока очень слабо выраженный. С середины марта немного снижаются взлетевшие до этого особенно сильно цены на плоды и овощи, хотя для сезонного снижения этих цен еще рано.

В целом, денежно-кредитная политика пока что, по-видимому, привела к некоторому балансу между торможением экономической активности и инфляции. В ближайшее время в решениях ЦБ, видимо, скорее будут приниматься во внимание риски углубления спада, нежели ускорения роста цен.

Доп.: С учетом данных за последнюю неделю марта, в которой инфляция, по-видимому, немного ускорилась, изменение индекса потребительских цен в годовом сопоставлении в марте осталось примерно таким же, как в феврале - 16.8%; месячное изменение цен в марте после сезонной коррекции составило 0.8% (что всё еще соответствует one-digit инфляции). Графики актуализированы.

Просветитьки, Инфляция

Up