7.8% в годовом сопоставлении в июне (это почти 3-х летний максимум, быстрее цены за предшествующий год росли последний раз в августе 2011, в связи с пришедшейся на тот период засухой), скорее всего, останутся и максимумом неуклонного восходящего тренда инфляции на протяжении 1H14. Скорость роста потребительских цен в целом замедлялась 2 месяца подряд после скачка в марте-апреле. Правда, из-за «шока предложения» (запрет на ввоз свинины из ЕС) максимум подорожания мясопродуктов пришелся на май (цены на свинину и курятину стали успокаиваться лишь к концу июня), а инфляция в секторе услуг продолжала ускоряться еще и в июне, по-видимому, отражая распределенный во времени перенос на них валютного курса, ослабевшего в начальные месяцы годы (понятно, что цены на услуги в отпускной сезон в большей мере привязаны к курсу).
Перспективы по инфляции кажутся неплохими. Можно ожидать, что виды на приличный урожай, так же, как уже пройденные на протяжении предшествовавшего года пики скорости подорожания основных видов животноводческой продукции, помимо мяса (т.е. молока и молочной продукции, яиц и рыбы), приведут к ослаблению продовольственной инфляции во 2H14, в то время как эффект базы может двинуть ее дальше вниз в 1H15.
Базовая инфляция (в определении VTB Capital, т.е. без учета административно регулируемых тарифов и продовольствия, последнее отличает ее от БИПЦ Росстата и делает, по-видимому, более адекватным измерителем вклада денежно-кредитных факторов/разрыва выпуска на краткосрочных интервалах) уже стабилизировалась в последние 2 месяца на уровне 5.3% в год. сопоставлении. Стабилизировавшийся и даже несколько укрепившийся обменный курс, а также затухающий рост потребительского спроса скорее всего, принесет дезинфляцию по базовому показателю. А ожидаемый более низкий скачок тарифов в июле уменьшит общую инфляцию в годовом сопоставлении и, возможно, даже вытащит ее к ожидаемому ЦБ уровню в 6% по итогам года («декабрь к декабрю») и создаст давление ниже целевых 4.5% yoy в 1H15, т.е. условия для снижения ключевой ставки.
В то же время, обзор VTB Capital, посвящённый инфляции, отмечает риски, по крайней мере, 2-х новых «шоков предложения» в новостях последней недели, которые могут повлиять на «сбычу» оптимистических прогнозов.
- Российские производители молока подали ходатайство в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой провести расследование практики недобросовестной конкуренции со стороны импорта из ЕС и Украины (это около половины всего импорта молочных продуктов и еще большая доля в таких видах продукции, как сыр и масло) и, следовательно, ввести торговые барьеры. Учитывая относительно высокую долю в потребительской корзине (4.5%), увеличение молочных цен на 10-15% может внести ускорение 0.4-0.7pp в ИПЦ. Этот риск не выглядит неизбежным в этот момент, и во всяком случае мы находимся только в начале долгих процедур расследования, которые должны соответствовать правилам ВТО.
- Министерство финансов предложило наделить региональные власти правом вводить налог с продаж в размере до 3%, начиная с 2015 года. По оценке VTBC, при полном переносе дополнительного налога на цены (принимая предположение Минфина, что он даст только 200 млрд. руб. дополнительной налоговой нагрузки, поскольку, вероятно, не все субъекты федерации воспользуются этим правом) краткосрочное влияние на инфляцию в останется в пределах 0.6 п.п. Однако оно может достичь 2 п.п. и выше, если более широкий спектр продуктов и регионы будет затронут этим «перспективным начинанием». Правда, по мнению авторов обзора из VTBC, это предложение скорее является переговорным моментом Минфина в бюджетном процессе, направленным на сдерживание давления на расходы бюджета, а не серьезным намерением ужесточить налоги в и без того стагфляционной среде.