Bad news - экономика РФ второй квартал подряд продолжает движение вниз. Good news...

May 08, 2014 23:44


... - она туда скользит, а не падает

1.  К опережающим (по отношению к официальным статистическим данным) индикаторам состояния экономики в начале второго квартала добавились индексы PMI, из которых также следует, что в обрабатывающих производствах темп снижения деловой активности мало изменился (48.5 в апреле против 48.3 в среднем в январе-марте), таким образом, оставаясь близко к стагнации. Правда, производители потребительских товаров отметили существенное увеличение запасов готовой продукции, что сигнализирует о риске снижения роста производства в самом ближайшем будущем.

Опубликованные Росстатом предварительные данные о структуре использования денежных доходов населения в первом квартале подтверждают, что высокий потребительский спрос поддерживался главным образом за счет резкого снижения доли сбережений в денежных доходах населения (в виде вкладов и ценных бумаг, изменения задолженности по кредитам и приобретения недвижимости) - до статистически незначимых 0.5% доходов, что является самым низким квартальным показателем за всю историю наблюдений с 1999 года.

Валютная паника и политическая неопределенность наложились на падание доверия к банкам, в связи со взятым ЦБ курсом на расчистку системы от неплатёжеспособных и мошеннических организаций. В итоге тенденция сокращения наличных денег на руках у населения и «обеления» платежей, отмечавшаяся в 2012 и еще в начале 2013 годов, сменилась на противоположную.


В то же время условия функционирования сектора услуг ухудшилось, и индекс PMI тут опустился до почти 5-летнего минимума (46.8). Совокупный индекс выпуска (по промышленности и сфере услуг) также продолжает указывать на ухудшение конъюнктуры. Надо заметить, что Россия здесь не одинока - ухудшение показателей деловой активности дружно зафиксировали в апреле и 3 другие страны БРИК.

Возможно, для азиатских стран - это следствие резкого спада деловой активности в Японии вследствие давно провозглашенного и, наконец, состоявшегося с 1 апреля повышения налога на потребление (с 5 до 8%, завершающий этап корректировки НДС, до 10%, назначен на октябрь 2015). Предыдущее его повышение (с 3 до 5%) было в 1997 и привело тогда к спаду еще не оправившегося толком от последствий «пузыря» японского ВВП на 3.9% кв. год. в 2-го квартале 1997, поспособствовав развитию эпидемии валютных кризисов в Юго-Восточной Азии. Сейчас консенсус аналитиков предсказывает экономике Японии спад в текущем квартале в 4.1% год. (PMI уже рухнул с 52.8 в марте до 46.3 в апреле), что окажет определенное угнетающее влияние и на мировую конъюнктуры в целом. В итоге наиболее ярким пятном на экономической карте мира неожиданно стала еврозона, где ускорение восстановительного роста в апреле отметили все 4 крупнейших экономики региона.

2. Хотя показатель инфляции в годовом сопоставлении продолжает быстро удаляться от 5%-ного целевого ориентира ЦБ (по итогам апреля она превысила 7.3%, и исходя из сохранявшегося в начале мая темпа прироста цен на 0.2% в неделю к концу месяца подберется уже к 7.6%), можно констатировать что помесячная (с сезонной коррекцией) скорость роста цен в сравнении с мартом, по крайней мере, не ускорилась.


Немного изменилась структура прироста цен. После принявших на себя первый удар со стороны подскочившего валютного курса импортных фруктов и овощей, в апреле привычную роль «фаворитов» в ценовой гонке вернули себе молочные продукции и яйца, и наконец примкнувшие к ним мясо и рыба, весь год до этого вносившие свой вклад в стабильность. Непродовольственные товары отреагировали повышением темпа прироста месячных цен менее чем вдовое, т.е., как обычно, гораздо инертнее, чем «живая и беспокойная» еда.

Реакция ЦБ на ускорение инфляции выглядит вполне адекватной, если исходить из «принципа Тейлора» - коррекция ставки денежно-кредитной политики на 1.5 пункта на каждый пункт ускорения инфляции. Рост годовых индексов и общей, и базовой инфляции предписывают, исходя из этого, повышение ставки примерно на 2 пункта, как оно и произошло. Безработица, о которой можно было бы судить по углублению производственного разрыва, остаются на исторически минимальных уровнях в 5%. (Обращу, на всяк. случай внимание, что на графике справа кривая, выражающая «правило Тейлора» для корректировки ставок приведена без константы, т.е. в виде т.н. «принципа Тейлора», указывающего направление корректировки ставок, формально - оно имело бы такой вид в случае, когда реальная ставка равна половине разности между целевой инфляцией и NAIRU.)


Если инфляция в годовом сопоставлении не превысит 7.5-7.6% к следующему заседанию совета директоров ЦБ по денежно-кредитной политике 16 июня, то, возможно, дальнейшего повышения ставки пока и не потребуется. А во втором полугодии должны включиться такие факторы торможения инфляции, как сниженная индексация коммунальных тарифов и подавленный рост зарплат, хотя в отношении дальнейшего развития ситуации сохраняется высокая неопределённость.

Во всяком случае, было бы чистым безумием пытаться стимулировать экономический рост в сложившейся ситуации снижением ставок или дополнительными бюджетными расходами. (Банку России и так зачем-то навязали, очевидно, выкрутив руки, как это было в 2008 с рефинансированием зарубежных корпоративных займов по льготным ставкам из резервов ЦБ, квази-бюджетное финансирование инвестиционных проектов под 6.5% год.) В первом квартале мы уже наблюдали рост корпоративного кредитования, которое в полном объеме было выведено на валютные счета. Единственный способ постепенно вновь развернуть российскую экономику к росту - восстановление стабильности и минимизация российских инвестиционных и финансовых рисков.

* Во вкладах и ценных бумагах, изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости.

pmi, Денежное правило, Сбережения, Япония, Инфляция

Up