Банковские услуги и компенсации для крымчан в переходный период

Apr 03, 2014 13:24


1. Вчера (02.04) опубликованы и вступили в силу 4 федеральных закона, определяющих условия функционирования банков и небанковских финансовых организаций (в частности, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, пунктов обмена валют, платежных систем, осуществляющим переводы денежных средств и т.п.) на территории вновь обретенных земель (до конца 2014 им предстоит перерегистрироваться и получить лицензии в ЦБ РФ). Определен также порядок получения компенсаций по вкладам физлиц, включая счета ИП, и по договорам страхования, включая ОСАГО, в случае неисполнения контрагентами соответствующих обязательств по договорам, заключенным до 16 марта с. г. (или невозможности заключить договор ОСАГО после этой даты - в последнем случае контрагентом по умолчанию выступит профессиональное объединение страховщиков, расходы которого будут также компенсированы государством).

Для выплаты компенсаций создается АНО «Фонд защиты вкладчиков», в целях его капитализации ЦБ РФ перечислит Агентству по страхованию вкладов 60 млрд. руб. из своей прибыли, уменьшив на эту величину сумму, подлежащую (на 75%) зачислению в бюджет. Другими словами, в дополнение к прямым бюджетным расходам на социальные выплаты и заплаты бюджетников, о которых ранее говорил Минфин (порядка 50 млрд. до конца года), еще порядка 60 млрд. (на ¾) бюджетных денег направляется на урегулирование обязательств перед жителями Крыма финансовых учреждений, действующих там сейчас и до 1.01.15 на основе украинского регулирования и лицензий.

По заверениям российских телеканалов, эти расходы будут компенсированы экономией на расходах от аренды военной базы в Севастополе (100 млн. долл. в год, т.е. порядка 3.5 млрд. руб.). Правда, со второго квартала Газпром отменил предоставленную квартал назад скидку Украине в 0.1 долл. за м3, что даст компании (но не бюджету, особенно учитывая вероятное решение взимать дивиденды на госпакеты с неконсолидированной чистой прибыли по РСБУ) дополнительно порядка 3 млрд. долл. в год. Одновременно отменена и (действовавшая еще до декабрьских договоренностей) скидка с вывозной пошлины на газ для Украины, также в размере 0.1 долл. с м3, и это уже точно добавка к нефтегазовым доходам бюджета России. Однако одновременно, скорее всего, вырастут и цены на газ, реэкспортируемый в Крым с территории Украины, и, соответственно, на электроэнергию и другие коммунальные услуги (сооружение соответствующей инфраструктуры в обход украинской потребует времени и, очевидно, также бюджетных инвестиций; вроде бы обсуждается даже реанимация проекта Крымской АЭС, отвергнутого советскими плановиками ввиду сейсмоопасности территории - еще до Чернобыля и, разумеется, Фукисимы).

Перспективы возврата этих выплат (вкладчик уступает «Фонду» право соответствующих требований в размере компенсационной выплаты до 700 т. р., и может поручить также требовать остальное) могут оказаться сомнительными, если действующие финансовые учреждения сошлются на законодательство Украины, запрещающей на сегодня, насколько я понимаю, любые денежные расчеты на оккупированных территориях. Также «Фонд», скорее всего, потеряет курсовую разницу при компенсации обязательств в гривнах, которые будут пересчитаны в рубли по курсу 18 марта (3.78 р. за грн., с тех пор гривна ослабла, и на 2.04 курс был уже 3.01 р.).

В любом случае, конечно, можно порадоваться за ни в чем не повинных 2.3 млн. крымчан, которые будут избавлены хотя бы от волнений за судьбу своих денег в банках (особенно - за укладывающихся в страховой лимит 700 т. р., но для большинства украинцев - он достаточно большой). Также неплохо, что, как разъяснил ЦБ, для юрлиц с крымским адресом не потребуется никакой перерегистрации учредительных документов при открытии счета.

Остающиеся вопросы, на которые я (и, возможно, лишь я один) не увидел ответа в опубликованных документах, это:
(а) условием выплаты компенсации по вкладу будет считаться невозможность получить его в банке в течение 3 дней. Но непонятно, должен ли будет ЦБ РФ немедленно приостановить деятельность банка в этом случае, и - как он сможет это сделать, ведь до 1 января 2015 лицензия ЦБ на продолжение банковской деятельности в Крыму не требуется (доп.: ЦБ будет прекращать деятельность обособленных структурных подразделений банков на территории Крыма/Севастополя согласно приказу от 04.04);
(б) не нашел также, как будут реализованы права банков в отношении залогов (автомашин, квартир и т.п.) в случае неисполнений обязательств заемщиком - другими словами, есть ли смысл продолжать выплачивать кредиты украинским банкам, или эти деньги можно оставить себе, руководствуясь, по примеру старших товарищей, принципами «революционной справедливости».


2. Достаточно щедрые обещания в адрес Крыма (проиндексировать социальные выплаты и заплаты бюджетников до среднероссийских номиналов, и вот теперь - компенсация вкладов и страховых выплат, притом, что уровень цен в Украине был по результатам последних расчетов ППС валют на 37% ниже, чем в России, и, значит, в реальном выражении пороги выплат - пока не поднялись цены и тарифы - будут выше), очевидно, преследуют цель сделать из полуострова некую «витрину социализма» по типу б. ГДР, которая должна служить раздражителем для не примкнувших еще к исторической родине областей Украины. Этой же цели служит и ненавязчивая реклама Крыма, как некоей «жопы мира», не имевшей никаких перспектив развития в составе Украины, напоминающая советские киношедевры о беспросветной жизни в дореволюционной России, а также на территориях Польши и в Прибалтике до советской оккупации.

Между тем, судя по цифрам внешнеэкономической деятельности, приведенным на графике выше, Крым не выглядел такой уж «зоной брежневского застоя», даже в последние годы президентства В. Ф. Януковича, когда экономика Украины в целом «встала». Прирост ВВП Украины составил 0.3% в 2012 и 0.0% в 2013 (правда, для корректного сравнения с показателями экономики России следует учитывать, что население России с 2011 года растет, в частности, за счет миграционного притока из Украины, тогда как украинское сокращалось в среднем на 0.3% в год, естественная убыль в 2013 - 3.5 ‰, в январе 2014 - 5.2‰, так что прирост душевого ВВП до последнего времени оставался положительным, хотя и малозаметным).

При этом валовое накопление в 2013 году снизилось на 20.1%, а инвестиции в основной капитал - на 11.1% (в т. ч. в АР Крым - на 31%, правда, в Севастополе - выросли на 8.3%); при этом экспорт из Украины снизился на 7.6% (до уровня ниже 2008 года); приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снизился в 2012 на 11.2%, а в 2013 еще почти вдвое - к уровням, характерным для времени начала 00-х до «померанцевой революции»; в промышленности наиболее интенсивно свертывались металлургические и машиностроительные производства (впрочем, как и в России) - в первые 2 месяца 2013 выпуск в них соответственно сократился на 7.4 и 11.9%, а в 2 месяца 2014 - еще на 10,4 и 18.4% к аналогичным периодам предыдущих лет и т.д.

На этом фоне вполне «светлым пятном» выглядел продолжавшийся до последнего времени рост экспорта товаров и услуг с территории Крыма, примерно вдвое превысивший в 2013 предкризисную цифру 2007. Накопленные ПИИ в АР Крым в 2011-2012 росли наиболее высокими темпами в стране (44,3 и 24.4% прироста соответственно). В расчете на душу населения по объему ПИИ в начале 2013 Крым уступал лишь Киеву (где ПИИ в расчете на душу почти в 10 раз выше среднеукраинских) и столичной области, а также Днепропетровской и - совсем немного - Харьковской областям. В новой реальности этот приток ПИИ предстоит заместить, по-видимому, в основном российским бюджетными и квази-бюджетными инвестициями.

*Без учета не распределенного по регионам централизованного импорта нефти и газа.

ЦБ, Крым, Банки, Украина

Up