Дней беспечальных или тяжких разнообразные следы

Sep 27, 2013 18:50


МЭР опубликовал на неделе полный текст прогноза на 2014-16, идущего в пакете с бюджетом и основными направлениями денежно-кредитной политики на тот же период. Отлитых в граните идей, выросших из весенних мозговых штурмов, прошедших после презентации альфа-версии этого материала ( сценарных условий) и призванных поднять темп роста выпуска на территории России с ожидаемых в этом году 1.8% (с учетом базы второй половины прошлого года, тенденций последних месяцев и прогноза урожая, годовой показатель, скорее всего, все же дотянется до 2%) до 3.0-3.3% в 2014-16, насчитывается две.

Одна из них, мягко говоря, не новая - постепенное превращение экономики России из чистого кредитора в чистого заемщика остального мира. Как и предыдущих прогнозах МЭР, которые я помню, а это минимум лет 15, произойти это должно постепенно, к концу планового периода. В этом смысле цель стать мировым заемщиком напоминает коммунизм. Правда, сама цифра дефицита платежного баланса, призванного интегрально отразить развитие институтов и повышение привлекательности российской территории для нерезидентных инвесторов, постепенно эволюционировала, и в нынешнем прогнозе даже и в 2016 будет все еще статистически мало отличима от 0.




Источник: Росстат (до 2012), прогноз МЭР (2013-16) * Включая некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

Перебалансировка

Вторая идея - свежая и более конструктивная, хотя и работающая на ту же цель увеличения инвестиций в основной капитал нефинансовых корпораций на территории России. В тексте прогноза отражающий ее сценарий (1) назван вариантом «перебалансировки» российской экономики, поскольку в результате его осуществления бюджет должен стать дефицитным, энергетические и инфраструктурные монополии менее прибыльными или даже убыточными, а темпы роста реальных зарплат упасть почти до нуля. И все это вместе должно привести к перераспределению доходов в пользу перерабатывающих отраслей, сделав их инвестиционно привлекательными и конкурентоспособными. В финансировании бюджетного дефицита центр тяжести переносится с реинвестирования доходов от приватизации, которое будет существенно ниже, чем предполагалось ранее, на инвестирование средств ФНБ, начиная уже с 2014.

Индексация регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний в будущем году не планируется и переносится на 2015 год. Но и тогда их рост будет ограничен уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Тарифы для населения будут индексироваться, включая и 2014г., по формуле «инфляция минус 30», т.е. с понижающим коэффициентом 0.7. К чести составителей прогноза и бюджета, предложения поп-экономистов об увеличении бюджетных расходов или насыщении экономики «дешевыми длинными» деньгами не найдены даже достойными упоминания.

Общий уровень бюджетных расходов на 2014-15 сохранен практически без изменений, как это предписывает бюджетное правило, а на 2016 год их уровень к ВВП снижается. Это приведет к сжатию государственного инвестиционного спроса и замораживанию (в реальном выражении) зарплат военных и гражданских государственных служащих. Денежно-кредитная политика будет подчинена единственной цели - таргетированию инфляции, к каковому, при полном отказе от вмешательство в рыночное формирование обменного курса рубля, предстоит перейти в 2015 году. Политика, направленная на удержание низкой инфляции и и соответствующее изменение инфляционных ожиданий создаст условия для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита.




Источник: слева - данные МЭР, справа - Минфин и МЭР (прогноз номинального ВВП) * кроме электроэнергии, отпускаемой сверх социальной нормы потребления с 2014 г.

Спектр вариантов

МЭР отказался от традиционного и довольно бессмысленного представления вариантов прогноза в виде «консервативного», «умеренно-оптимистичного» и «инновационного» сценариев, заменив их на «базовый» (близкий к бывшему «консервативному» сценарию и считающемуся наиболее вероятным) и «целевой» - показывающий набор условий, требующийся для реализации указов президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596-606 (среднегодовой рост ВВП в 2014-16 должен быть для этого не меньше 6.3%).

В отношении этого варианта МЭР ограничился упоминанием о структурных преобразованиях, требующих значительного повышения нормы накопления частного капитала и масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Разогрев экономики должен был бы поддерживаться смягчением денежной политики, обеспечивающим высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита при сокращении нормы сбережения домашних хозяйств, и резким расширением государственного спроса, предполагающим модификацию существующих бюджетных правил. От того, чтобы прямо назвать этот сценарий «предкризисным белорусским 2011» МЭР удержался.

Дополнительно МЭР рассмотрел также 2 «аварийных» сценария (А и С) предполагающий падение цены нефти до 80 и рост до 120 долл. за барр., соответственно. В первым случаем следствием обычного пакета кризисных симптомов (ослабление рубля, падение внутреннего спроса) станет замедление прироста ВВП в 2014 до 0.9% с последующим восстановлением на уровне 2.2-2.8%. Во втором случае темпы роста, напротив, получат бонус в 0.2 проц. пункта. Если честно, то я этим аварийным сценариям не слишком доверяю, из-за отсутствия достаточного эмпирического материала для «обучения» соответствующих моделей (обычно, VAR).

















Бюджет, МЭР, Сценарии

Up