С.Сторчак в кулуарах саммита 20-ки
прояснил технические нюансы и назначение данного международного института, до сих пор остававшиеся не вполне понятными (во всяком случае, мне))). Банк будет капитализирован, по-видимому, спецвыпусками гособлигаций стран-участниц в размере уставного капитала 50 млрд. долл. Данных о распределении акций между 5 странами я как-то не заметил, то ли оно будет равным, то ли пропорциональным квотам стран-участниц в «валютном пуле».
Задача банка, как было договорено в марте с.г. на саммите стран БРИКС в Дурбане (ЮАР) - оперативное предоставление долларовой ликвидности участникам, у которых будет возникать в ней необходимость. Так же, как и при предоставлении кредитов в рамках МВФ, такая операция будет оформляться как своп предоставляемой суммы (обмен с обязательством обратного размена) на обязательства в национальной валюте. Правда, в отличие от МВФ, перераспределяющего таким образом обязательства в валютах стран-своих членов для покрытия временных дефицитов платежных балансов (во всяком случае, такова была его первоначальная функция), в данном случае речь идет о свопировании внешней по отношению к участникам валюты - доллара США. Работа банка, таким образом, будет напоминать функционирование «
золотого пула» Центробанков США и 7 западноевропейских стран в 1961-68, созданного в целях стабилизации колебаний рыночной цены золота относительно официальных 35 долл. за toz (т.н. «золотого окна»).
«Долларовый пул» банка БРИКС определен в 100 миллиардов долларов, доли участников распределятся следующим образом: Китай - 41 миллиард долларов, ЮАР - 5 миллиардов, все остальные страны клуба - 18 миллиардов долларов. Эти цифры определяют лимиты, в которых Центробанки стран-участниц обязуются предоставлять свои долларовые резервы для операций свопирования с национальными валютами участников, испытывающих потребность в долларовой ликвидности. По-видимому, во всяком случае, если следовать принципам МВФ, эти же цифры буду определять и квоту на получение такой ликвидности страной (с расширением в особо экстренных случаях). О процентах по свопам внутри пула пока ничего не говорилось, но по идее (и опять-таки, исходя из практики МВФ), они должны быть.
Членство в «валютном пуле» как бы расширяет международную ликвидность Центробанков-участников на соответствующую величину квоты, то есть тем самым дает возможность сократить суммарный объем долларовых резервов в системе без увеличения рисков для устойчивости национальных валют. Понятно, что на практике такие страны, как Россия, не говоря уже о Китае, на первых порах вряд ли будут испытывать потребность в дополнительной международной ликвидности, но для остальных это может быть актуально. Нельзя исключить, что в перспективе стать акционерами Банка БРИКС захотят и многие другие страны.