Пенсионная формула-2. Пенсионные «трудодни» против накоплений на старость

Jun 05, 2013 11:50

1. Предлагаемая Минтрудом к введения с 2015 формула (разработка АНХ и ЦСР, руководитель рабочей группы - Татьяна Малева, официальными оппонентами назначены Минфин и МЭР, я не уследил, прошло ли уже обсуждение в правительстве - кажется, еще нет), на первый взгляд, усиливает элементы накопительности в «страховой» части пенсионного капитала, и удаляет из нее элементы уравнительности - в виде отчислений 6% с з.п. в «общий котел» (т.е. мимо персонифицированного учета) и назначения ФБР пенсии в составе страховой (т.е. выплачиваемой из средств Пенсионного фонда), одинаковой всем пенсионерам*.

Базовую пенсию по старости (по-видимому, в форме социального пособия непосредственно из бюджета, минуя собственные доходы Пенсионного фонда) предлагается распространить на тех, у кого к 65 годам не набирается 30 лет стажа с зарплатой не ниже 2 МРОТ (при условии постоянного проживания в РФ 15+ лет). Сегодня, например, для получения ФБР в размере 3,610.31 руб. в мес. 55-летней женщине достаточно иметь запись в трудовой книжке, что она где-то числилась в течение 5 лет, что приводит к ситуации, когда в некоторых окраинных республиках к-т замещения оказывается более 100%. До прожиточного минимума пенсионера в данном регионе она может доплачиваться (как и вся пенсия вообще) из бюджета субъекта федерации.

Также давно назревшим усовершенствованием действующей пенсионной системы является предложение о самостоятельном выборе момента выхода на пенсию (т.е. времени обмена накопленного пенсионного капитала на аннуитет от Пенсионного фонда) после достижения возраста и трудового стажа, дающего такое право, с коэффициентом замещения, растущим в зависимости от добровольной отсрочки выхода на пенсию по упоминавшийся в предыдущей записи гиперболе. В отличие от предыдущего условия - это не снимает часть нагрузки с Пенсионного фонда (лишь отодвигает текущие платежи на будущее), зато дает возможность будущему пенсионеру персонализировать свои интертемпоральные предпочтения (т.е. иметь меньше, но сегодня, или больше, но потом) и учитывать «индивидуальный демографический прогноз».

Однако, исходя из задачи - сбалансировать текущие доходы и расходы Пенсионного фонда и устранить "кассовые разрывы" безотносительно к изменениям демографической ситуации в стране, «накопительность» в предлагаемой формуле реализована не в деньгах, а в баллах, которые при ежегодном расчете пенсии будут накладываться на денежную базу, определяемую текущими доходами Пенсионного фонда и (условным) числом пенсионеров (взвешенных пропорционально накопленным каждым из них количеством баллов). Т.е. у будущего пенсионера в этой системе есть понимание, что он будет получать пенсию в N раз больше того, кто платит в Пенсионный фонд в N раз меньше, что хорошо, но нет понимания того, какую часть выплаченных денег (хотя бы в виде матожидания) с учетом альтернативной доходности (например, процентов по вкладу в Сбербанк) он получит назад. Что плохо.

Это немного напоминает оплату труда по трудодням в советских колхозах, с последующими наложением их на денежную и натурпродуктовую базу, получаемую делением на сумму трудодней общего дохода колхоза (так что итог часто оказывался и нулевым, гарантированную оплату и пенсии для колхозников ввел только Брежнев), которая, как мы помним, не сильно стимулировала крестьян к ударному труду (а в данном случае - к «обелению» зарплат). Тут та же неопределённость результата, когда в любой момент участник системы не может получить справку, на какую пенсию он уже накопил, а узнает лишь некий свой «пенсионный коэффициент», который будет умножен на некую базу, зависящую не только от демографии и от уровня зарплат в будущем, что еще можно как-то прогнозировать, но и от размеров уклонения, которое с переходом к балльной системе может вырасти.

Это придает пенсионному взносу характер налога, и в этой ситуации, вероятно, большее число работников (не говоря уже о самознятых, для которых пенсионные взносы за пределами с 2-х МРОТ - добровольны) предпочтет уклониться от государственной/коллективной системы пенсионного страхования/накопления и копить на старость самостоятельно в виде приносящей доход недвижимости, валюты или банковского вклада. Особенно - если банки, например, такой 100%-надежный, как Сбер, начнут продавать аннуитеты по накопительным вкладам (наверное, это есть и сейчас), замещая в этой роли пенсионные аннуитеты по накоплениям в госдолге.

С «балльной» формулой связан и ряд более мелких недостатков:
(а) жесткая привязка права на пенсию к трудовому стажу (хотя зарабатывающий больше может накопить аналогичный пенсионный балл в 2-3 и более раза быстрее низкооплачиваемого, правда, это можно обойти, введя минимальные требования не стажу, а к баллу, например, в виде накапливаемого при средней зарплате за 30 лет);
(б) индексация выплат в пенсионную систему прошлых лет в соответствии с ростом средней зарплаты (точнее, потолка, с которого берутся взносы в Пенсионный фонд, в предложениях Минтруда - это применительно к условиям 2013 года 2.3 средней зарплаты, т.е. около 1 млн. руб. в год). Такой подход к индексации (другими словами, уровню доходности) ранее сделанных накоплений принципиально отличает их от «индексации» накопительной части пенсионных взносов (определяемой доходностью инвестиций, в частности, процентными ставками, в т.ч. и по госдолгу и в то же время, не имеющей никаких ограничений со стороны текущих доходов Пенсионного фонда).

В итоге, между двумя этими частями пенсии - «страховой» и «накопительной» воздвигается труднопреодолимая стена, что окончательно хоронит исходный замысел пенсионной реформы 2001 года - движение к накопительной системе по мере увеличения финансовой глубины российской экономики и созревания надежных инструментов сбережений. Для этого нужно было бы, напротив, унифицировать правила для «страховой» и «накопительной» частей, проводя границу между ними лишь по «консервативности» инструментов сбережений (ограничив таковые для «страховой» части только госдолгом.

2. Предложение, сформулированное в предыдущей записи, как раз и направлено на устранение этой принципиальной перегородки между «страховой» и «накопительной» частями, и создание стимулов к участию в государственной пенсионной системе. Для этого не требуется радикальных изменений в действующей системе, требуется лишь «заплатки», устраняющие следующие «уязвимости»:

(а) наличие сильного распределительного компонента - ФРБ пенсии, не зависящей от выплаченных взносов. Для ее финансирования отчисления в размере 6% з.п. выводятся из-под персонифицированного учета и становятся по сути дополнительным налогом с зарплаты;

(б) завышенные размеры индексации пенсионного капитала (привязанные в основном к росту зарплаты, но с поправкой, определяемой соотношением работающих и пенсионеров), на практике превышающую типовую доходность финансовых инструментов. При этом индексация, хотя и с прописанными в законе правилами, каждый раз определяется решениями правительства, что допускают определенные задержки с ее проведением (правда, начиная с 2010 индексации проводятся регулярно: страховой части пенсий - 1 февраля на инфляцию, 1 апреля - на рост доходов Пенсионного фонда в расчете на 1 пенсионера; расчетного пенсионного капитала - 1 апреля на сумму обоих коэффициентов).

Это, с одной стороны, порождает в головах многих будущих пенсионеров представление, что страховые пенсионные взносы слабо связаны с будущей пенсией (что отчасти так и есть, поскольку один из коэффициентов индексации зависит от демографии) и может стимулировать уклонения от их уплаты. С другой стороны, такая индексация, ориентированная в конечном счете на поддержание постоянного коэффициента замещения, может втянуть государство в « бюджетно-курсовую ловушку».

Другими словами, укрепление рубля - под действием эффекта Балассы-Самуэлсона или из-за улучшения условий торговли и/или притока капитала - будет толкать зарплаты, а при такой индексации - также и пенсии, а с ними и расходы бюджета, к опережающему росту относительно ВВП даже без увеличения относительного числа пенсионеров (на практике, как известно, и оно продолжит быстро расти в предстоящем 10-летии. Наконец, различие в способах начисления доходности на пенсионный капитал (для правительства - это госдолг) и обычный, облигационный госдолг лишает правительство возможности корректно оперировать общим размером госдолга (пенсионным плюс обычным) и взаимозаменять их по мере необходимости в случае сокращения пенсионного долга (т.е. когда выплаты страховой части пенсий превышают текущие поступления страховых взносов).

3. Различия между действующей пенсионной формулой, предлагаемой Минтрудом и предлагаемой нами подходом к пенсионным обязательствам как к госдолгу представлены в следующей таблице.

Базовая (ФБР страховой)
Страховая (кроме ФБР)
Накопительная
Зависимость от времени выхода на пенсию и продолжения работы

Действующая
Фиксирована для всех пенсионеров по старости (сейчас 3,610.31 руб.*, индексируется  в составе страховой части пенсии 1 февраля на рост цен и 1 апреля на реальный рост средней зарплаты/доходов Пенсионного фонда на 1 пенсионера). Для финансирования ФБР 6% отчислений с з.п.  не учитываются на лицевом счету пенсионера и не включаются в расчетный пенсионный капитал и накопления.
Пенсионный капитал (ПК)/228мес. ПК=ПК1+СВ+ПК2, где ПК1 - расчетный ПК на трудовой стаж до 1.01.2002; СВ - (с 1.01.2010) - повышение ПК1 на 10% плюс 1% за каждый год стажа до 1991 года; ПК2 - сумма страховых поступлений (16% з.п. для 1966 г.р. и старше, 10% для 1967 г.р. и моложе). ПК индексируется до выхода на пенсию (и для работающих пенсионеров при перерасчете пенсии) 1 апреля по состоянию на 1 января предыдущего года на сумму 2-х коэффициентов, применяемых для индексации страховой части пенсии
(Для 1967 г.р. и моложе.) В 2013 (вероятно, будет продление еще на год) можно выбирать, сколько отчислений с 1.01.2014 отправлять в накопительную часть будущей пенсии (2% с зарплаты - по умолчанию, или 6% - если подать заявление), соответственно в страховую 14 или 10%). Накопления не индексируются, а суммируются с доходностью их инвестирования. Индексация накопительной части пенсии в теории предусмотрена (на практике, возможно, будет такой же, как для страховой)
Не предусмотрена. Ограничений для работающих пенсионеров нет

Предложения Минтруда
Выделяется в отдельный вид пенсии, взнос 6% с зарплаты на ее финансирование отменяется. Назначается и для не набравших к 65 годам 30 лет трудового стажа и права на страховую пенсию (при условии постоянного проживания в РФ не менее 15 лет)
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК)*стоимость пенсионного коэффициента (СПКt) в данном году. ИПК = накопленной сумме страховых взносов пенсионера, отнесенных в каждом году к максимально возможному взносу (принимаемому за 2.3 отчислений по ставке 22% со средней зарплаты), ИПК также увеличивается на 1+10% за каждый год стажа свыше 30 и до 45 лет. СПКt  - «цена» 1 балла, определяемая текущим ресурсом Пенсионного фонда**.
Остается без изменений
ИПК домножается на коэффициент, фиксирующий задержку в оформлении пенсии при наступлении права на нее.  (Примерную формулу см. выше).  По расчетам авторов формулы, за задержку с выходом на пенсию в 5 лет базовая часть пенсии должна увеличиться на 36%, а страховая - на 45%. (Можно увеличить для дополнительного стимулирования добровольного повышения пенсионного возраста.) Работающим пенсионерам после некоторого переходного периода пенсию платить не будут

Унификация действующей системы (приближение к накопительной)
В соответствии с предложениями Минтруда
Расчетный пенсионный капитал считается инвестированным в спецвыпуск нерыночных ОФЗ с правом наследования и индексируется в соответствии с их доходностью (но не ниже инфляции), те же коэффициенты применяются для индексирования уже назначенных пенсий
Участнику системы предоставляется право выбирать (в пределах 6% отчислений с з.п., в дальнейшем может повышаться), какую часть накоплений он передает управляющим компаниям с ограниченными госгарантиями на эту часть накоплений. А также при желании увеличить эту часть, в пределах, например, 10% з.п., выводимых из-под НДФЛ
Аналогично, более поздний выход на пенсию поощряется повышающим коэффициентом. Одновременно предоставляется право по достижении определенного минимума накоплений покупать аннуитет у государства до наступления пенсионного возраста

* Без учета районного коэффициента и числа иждивенцев
** По расчетам авторов формулы, в 2015 составит 650 руб., что даст пенсионеру, 30 лет платившего максимум (в 2013 - это 22% с годовой зарплаты примерно в 1 млн. руб.) пенсию в 18-20 т.р. в мес. (650*31). Для получавшего среднюю зарплату - вычитаем базовую (порядка 5 т.р.) делим на 2.3 и снова прибавляем 5 т.р. У авторов формулы выходит 12 т.р.

Пенсии

Up