Пока идут гадания о форме зигзага, который вычертит на графиках восстановление мировой экономики, в частности
тут (ссылка спёрта у
paidiev), может быть, любопытно будет просто взглянуть на формы графиков, которые изображают сектора нашей промышленности. Они довольно разнообразны - для 15 подотраслей я насчитал 4 типа поведения. Поэтому когда мы пытаемся описать наше нынешнее состояние в каких-то одномерных словах, вроде «робкое начало подъема» или «болтанка вокруг дна», то и то, и другое будет не вполне точно.
Впрочем, первая и последняя буквы в этом ряду, т.е. стремительный взлет с нижней точки и, наоборот, многолетий застой - похоже уже не состоялись. В числе других есть разве что крайне популярная у наших алармистов литера “I”, т.е. падение вниз стремительным домкратом, но оставим уже эту букву им для дальнейших развлечений. Для экономики в целом, наверное, можно говорить об U или W, т.е. о нескольких попытках восстановления объемов производства, или, если угодно - волн оптимизма, утыкающихся в спросовые ограничения и рост запасов нереализованной готовой продукции. В промышленности этим летом мы видели уже вторую (первая пришлась на период после «пьяного января», т.е. февраль-март), и не за горами третья, связанная с предстоящим массовым закрытием годичных бюджетных контрактов на госзакупки и инвестиции в ноябре-декабре. Правда, в прошлом году этот сход «бюджетного денежного навеса» никакого оживления в экономике не вызвал, а вызывал волну ажиотажного спроса на валюту. Ну да времена, кажется, уже поменялись.
Что касается других, лежащих за пределами промышленности, неожиданностей последнего времени, то можно отметить, во-первых, отказывающееся падать строительство, которому как раз на этот год все дружно предрекали «домкрат». А на деле там где-то с мая образовалась «ступенька», ну а вводы жилья в метрах, так и вовсе бьют пока все прежние рекорды (Росстат, в частности, фиксирует рост индивидуального жилищного строительства). И во-вторых, сжатие потребительских расходов - притом, что опять-таки примерно с того же мая ни безработица практически не растет, ни реальная зарплата почти не снижается. Причина - резкий, почти трехкратный рост нормы сбережений в доходах домохозяйств, восстанавливающих утраченное в период зимнего ажиотажного спроса, а также рассчитывающихся по набранным кредитам. Аналогичный феномен, сводящий бюджетные стимулы потребления к нулю, наблюдается и в США. Ну этому явлению я, пожалуй, посвящу отдельную следующую заметку, а пока что - обещанные графики почти без комментариев.
Тут ясно видна роль экспортного спроса. Эти 4 отрасли первыми и сильнее других повалились (видно, например, что в химии и чермете «просадка» спроса началось еще летом прошлого года, когда кризисом у нас еще и не пахло), и при появлении признаков восстановления мировых рынков они «отскочили», правда - пока далеко не до докризисного уровня. Последним к этому пулу отскочивших присоединился газпром. Правда, говоря об отскоке, следует иметь в виду что речь идет о физических объемах. Что касается экспортных цен, то там везде от докризисных уровней осталась в лучшем случае половина.
Ну тут мало что можно добавить к картинке, кроме того, что было сказано выше о двух «мини»-волнах промышленного оптимизма, утыкавшихся в суровую реальность упавшего внутреннего конечного спроса.
Ситуация с цветной металлургией в принципе понятна - это более чем на ¾ экспортно-ориентированная отрасль, ее динамика отражает кризис мирового автопрома и других потребителей в машиностроении. Правда, зимой говорили о накоплении китайцами стратегических резервов цветных металлов, и действительно - экспорт их в начале года туда рос, ну видимо они решили, что пока достаточно. Августовский провал в машиностроении подробно разбирался раньше (см. ниже
заметку из Эксперта) - автозаводы в прошлом месяце стояли. Остановленные конвейеры и станки потянули за собой снижение потребления электроэнергии и иных смежных производств. Правда, МЭР и приближенные к ним аналитические команды все равно насчитали промышленный рост в августе, логично рассудив, что раз производство транспортных средств стоит, то надо включать его в общий индекс с меньшим весом. Ну оставим эту невинную проделку на их совести, тем более что по большому счету они правы - просто сгладили статистическую иррегулярность.
Ну и последняя группа отраслей, где физобъемы не падали. Много говорилось о падении мирового спроса на нефть и о том, что он поддерживался лишь накоплением запасов, и как только они накопятся до некоего разумного предела, то спрос и цены падут ниц… Но наших нефтяников это прискорбное явление в общем и целом, кажется, обошло стороной, и объемы добычи продолжали понемногу расти (июль к июлю прошлого года + 1.4%). Экспорт сырой нефти, правда, немного упал (-1.7% июль yoy), зато росла переработка и экспорт нефтепродуктов. Ну а про еду что скажешь - кризисы приходят и уходят, а кушать хочется всегда…
Как обычно, графики составлены с использованием данных В.А.Бессонова (ИИР ГУ-ВШЭ).