zhn

Дорога жизни

Jun 02, 2013 12:32


С недавних пор заинтересовался одним вопросом. Вопрос этот имеет длинную тёмную историю, и я хотел бы в ней разобраться.
Эта история - показатель всего состояния дел в Тольятти. Эта история - про лесную дорогу.


Небольшой экскурс для тех, кто не в курсе, или не следил за ситуацией, или просто не тольяттинец.
Тольятти состоит в целом из трёх жилых районов - Комсомольский, Центральный, Автозаводский. Вариант 2: Комсомольск, Старый, Новый. Вариант 3: Комса, Старик, Новик. Население по Википедии (на 01.01.2007): 110 405, 158 257,436 636 человек. Это только официально и переписанных. Уверенно могу заявить, что можно вполне говорить о 150/250/600 тысяч проживающих человек. Так же уверенно могу утверждать, что в рабочий день в Автозаводском районе находится больше 750 тысяч человек, а в Старом - около 300 тысяч человек. Откуда они берутся? Из пригородов. Жигулёвск, Приморский, Прибрежный, Ягодное, Выселки, Верхнее и Нижнее Санчелеево, и ещё масса мест, где живут люди, искренне считающие себя тольяттинцами, работающие и отдыхающие в Тольятти.

Откуда берётся утром такое количество народа? Ответ в стиле Путина - они приезжают. Притом потоки взаимны - люди едут из Жигулёвска и Комсы в Старый город и в Новик, из Старого - в Комсу и в  Новый город, а из Нового - порой даже едут работать в Старый и в Комсу. Притом это всё разные люди, разных слоёв населения, разного уровня доходов и разной занятости. Например, можно обобщить, что работники химпроизводств едут отовсюду в Старый город, автостроители - в Новый, но множество других людей ездят по различным причинам, и не так просто понять и отследить, кто едет куда и зачем. Чтобы представить уровень транспортных перевозок - только на ВАЗ ежесуточно везут  на завод и возвращают с него 110-140 тысяч человек. То есть туда и обратно - 220-300 тысяч человек. Ежесуточно, повторю.

Между прочим, два района - Центральный и Автозаводский, соединяют лишь две дороги: Автозаводское/Южное шоссе (одно плавно превращается в другое, так что это, в целом, одно и то же) (Южка) и дорога  в Лесной зоне (зелёнка). Всего две. Южка имеет шесть полос (3/3), дорога в зелёной зоне - 2 полосы (1/1).

Теперь я хочу переключить ваше внимание со скучных цифр на красивые цветные картинки. Например, вот:


Обратите внимание, сейчас час дня, воскресенье. А практически все новые кварталы Нового города - в пробках. То есть выезд из Новика в сторону Старого или на обводную - не то чтобы заблокирован, но затруднён. Также обратите внимание, что на перешейке "возле Парк Хауса" и в зелёной зоне ("зелёнка") опять таки пробка. Пусть небольшая, но всё же.
Теперь посмотрим, что происходит там же в рабочий день, например, утром:


Мы видим, что желающих проехать из Старого в Новый побольше, чем желающих проехать обратно. Тем не менее, и тех и тех - МНОГО. Утренний затор налицо.
Что происходит вечером? Да примерно то же самое, но в другую сторону:


Что происходит в Лесной зоне? Примерно то же самое, если нет  ДТП. Если есть - то всё становится намного хуже. Автор этих строк сам живёт в Старом, а ездит на работу в Новом. От рынка "Журавль" до 3Б квартала - 14 километров. Проехать их можно на 91й или 310й маршрутке за 14-20 минут или за 40-60. Мой личный рекорд за 4 года - 1 час 44 минуты.
К сожалению, я не могу привести красочные скриншоты Яндекс.Пробок, но обещаю, что обязательно их сделаю в ближайшие рабочие дни. Могу только сказать, что в 18 часов  - плотная пробка от Нового города до яхт-клуба Химик, и гораздо серьёзнее в обратную сторону, потому что соединяются потоки из Комсы и Старого в Новый. Как говорится, "там просто смертоубийство какое-то".

Так, к чему я веду. Транспортные магистрали между Новым и Старым городом имеют два узких места - Южка и зелёнка. Узких настолько, что это порой просто "бутылочное горлышко".
Помните, какой был ажиотаж, когда прошла информация о радиоактивном облаке с Балаковской АЭС? А ведь фактически было некуда бежать - обводная и дорога через Комсу. Если бы народ дёрнулся, была бы транспортная катастрофа, не исключено, что с жертвами.
Вспомните, что творилось на Южке в 2010 году, когда горел лес и зелёнка была перекрыта. Не знаю как вам, а мне запомнилось тем, что жена спалила на нашем ниссане коробку-автомат (вариатор), которая охлаждалась маслом, что мне до сих пор аукается.
Ну да ладно, вернёмся от частного к общему.

Необходимость расширить пропускную способность магистралей была очевидна ещё в советское время, и потом, при мэре Жилкине, в 1996 и более поздних годах, этот вопрос поднимался вполне остро. И решали его также - откладывали "на потом". В подарок будущим поколениям, так сказать.
В 2010-м году, когда закрыли  "зелёнку", снова вспомнили про проект "который нельзя называть вслух" - про дорогу через лес. И снова из этого, вполне  себе утилитарного дела сделали баррикады. Снова поднялись экологи и псевдоэкологи, сошлись стенка на стенку автомобилисты и пешеходы, снова били себя в грудь и под лозунгом "Сохраним наш лес!" хватали друг друга за грудки люди, которые не были в лесу лет десять, а то и больше.
И результат не заставил себя долго ждать - решение проблемы снова "отложили".

Между тем, проблема не просто зреет - она вообще-то давно уже перезрела. Ещё в 2001 году тогдашний глава ГИБДД Шелудяков говорил, что нас ждёт транспортный коллапс. Теперь мы в транспортном коллапсе банально живём. Уже в сервисе FourSquare люди чекинятся в пробке на Южке, как в кафе, а кое-кто уже стал мэром "пробки в Зелёной зоне".

Так что же такого в этой загадочной "лесной дороге"? Почему за столько лет её так и не построили?
Изучая все материалы, которые только были доступны мне - а это только документы в открытом доступе, то есть в интернете, я сначала пришёл к выводу, что тут дело в деньгах. Причём достаточно больших.
Учитывая, что строительство такой дороги - дело недешёвое (как всё сейчас в России), то, скорее всего, эта дорога будет платной для проезда. В общем-то, это и нормально. Хочешь попасть быстро - отдай небольшую денежку и вперёд. Читая, сколько было желающих поучаствовать в строительстве, я сделал для себя вывод - что в нашем достаточно криминализированном городе строить дорогу (и строить планы) будут одни люди, а эксплуатировать(и стричь капусту) - совсем другие. Повторяю, это было моё субъективное оценочное мнение.

Сейчас же, когда я стал больше разбираться во всей этой ситуации, я стал понимать, что строительство лесной дороги - это больше, чем просто деньги. Это столкновение интересов целых групп людей.

И тогда я решил спросить у самой главной группы, у горожан: Тольятттинцы! Вам нужна лесная дорога?
Почему вместо вас кто-то постоянно решает и заставляет вас стоять в пробках. Вы за рабочую неделю теряете 3-4 часа, за месяц - сутки, за год - неделю-две. Это часы, отнятые у вашего ребёнка, у ваших близких. Это время, потраченное впустую, оно сравнимо с вашим отпуском. Вы согласны и дальше терять его просто потому, что кто-то решил за вас? Не пора ли самим высказаться?

Да, тут много факторов, главные из которых - два, первый - это "не дадим рубить  лес!", и второй - наличие водозабора. Иначе говоря, факторы очевидные, но очень уж хитро используемые противниками лесной дороги. Давайте попробуем рассмотреть их объективно.
Всякое строительство подразумевает расчистку территории, и даже в самом лучшем варианте не удастся обойтись без спиленных деревьев. Но. Сейчас тольяттинский лес как раз в таком состоянии, что можно ущерб ему сделать самым минимальным. Более того, ущерб можно компенсировать, высадив деревья там, где они необходимы.
Водозаборы. А с чего решили, что дорога должна идти ну прямо вот по колодцам, насосным станциям и водоводам? Кто это сказал? Почему нельзя спроектировать дорогу так, чтобы она шла рядом, или, чем чёрт не шутит, поверх них, не задевая их совершенно? В мире полно уже существующих инженерных решений, когда дороги проходят на лесом, не разрушая его экосистему. И они не так уж дорого обойдутся, как принято думать. Надо всего лишь подсчитать.
Кстати, это прекрасно решение проблемы "а потом они застроят всё вокруг коттеджами". Если эстакада или виадук не будет иметь съездов - то никто ничего рядом не построит. А если это будет вантовый мост? Это же будет жемчужина города, визитная карточка, узнаваемый объект по всей России, а то и в мире - мост над лесом. Красота



Посмотрите, как резко может изменить картину наличие такой дороги. Разгружается Южное шоссе, а зелёная зона возвращается в своё привычное состояние - тихой дороги вдоль пансионатов, детских лагерей и домов отдыха. Движение в Новом городе будет более сбалансированным, потоки на ВАЗ пойдут через Ленинский проспект - самую недозагруженную улицу Нового города. И посмотрите, поток транспорта из Центрального района будет приходить по лесной дороге прямо в центр Автозаводского района и расходиться по четырём направлениям - 40 лет Победы, Ворошилова, Ленинскому проспекту и Жукова. И так же в другую сторону. Это гораздо удобнее, чем пробираться через весь Новый город к узкому Южному шоссе. В Старом городе выход на улицу Баныкина - единственный возможный выход, потому что Мира уступает в ширине и пропускной способности.
А представьте, как быстро сможет доехать скорая из Медгородка до баныкинской больницы. А пожарные?
Надеюсь, я вас убедил.

И последнее. Если так случится, что лесную дорогу начнут строить - хотели бы вы вложить в неё ну хотя бы тысячу рублей, и стать совладельцем? Обычное акционерное общество, вложил - получаешь дивиденды.




Тольятти, мост, проект, мечта, лесная дорога

Previous post Next post
Up