23 апреля.
«Возьмите палочника! Он такой милый. Из маленькой сантиметровой палочки с тонкими лапками вырастает до 20 см. Он комично шевелит длинными передними конечностями. Его можно выгуливать по руке. Неприхотлив в уходе и ест листья малины.» Вот здорово. И оригинально. Детям радость. Мне как раз нужен был приз за помощь по дому, у нас висел такой план на разные работы: Разобрал посудомойку - плюсик, помыл зеркала - плюсик, десять плюсиков - приз! Я встретилась с доброй женщиной ещё в марте, было холодно и снег, она отняла от груди из-под куртки баночку, завёрнутую тёплым фетром, в ней на сухих листьях сидели 2 паучка с вытянутыми тельцами, совсем крошки. В приданое нам дали ещё много листьев малины, чтобы хватило до сезона.
Поселили палочников в контейнер из-под коллекционного троллейбуса. Назвали Сюрприз и Плюсик.
***
25 апреля
Итак, палочники поселились у нас. Дети опрыскивали водой их домик, я ломала голову над другими вопросами : сыпать ли в контейнер землю, сколько и какую, или подождать, пока у них придёт период размножения (через полгода), пора ли менять малину. Через несколько дней стало заметно, что палочники немного подросли. Ещё через несколько дней стало казаться, что один растёт быстрее другого. И ведёт себя активнее маленького. С листьев малины оба почему-то ушли и жили на крышке и на пучке искусственного растения. Вскоре я заметила, что большой палочник что-то держит в своих длинных лапах. Присмотревшись я разглядела какое-то насекомое - тонкие лапки, голова - безжизненное. Странно. Маленький палочник казался больным, но ходил по стеночке. Я его посадила на листик малины, чтобы кушал и набирался сил. Между тем, шли дни и ситуация не менялась. В лапах у палочника продолжало болтаться нечто непонятное. Маленький продолжал хиреть. И вдруг меня осенило. Большой товарищ отодрал верхнюю часть от маленького и победоносно держал все это в лапах. Голова, лапы и чешуйка от туловища принадлежала его брату, который к моменту этого моего открытия корчился на дне контейнера. Я заорала «Настя!!!» У Насти пятерка по биологии и она у нас главный любитель животных, «Что делать с умирающим палочником?!? Прихлопнуть и выбросить? Просто выбросить?», «Нет, мама, оставь его, может, он оживёт, Христос же воскрес?» «Настя, не кощунствуй», сказала я, волосы на моей голове зашевелились.
***
1 мая
Итак, один милый палочник пожрал другого милого палочника и держал кусок своего товарища в забавных лапках. День, два, три, ситуация не меняется. Ошметки палочника в руках живого палочника. Я понимала, что палочники народ неспешный и ждала. Пробовала вытянуть остатки тела из лап, но не удавалось, палочник крепко держал свою жертву.
Вот неделя, другая проходит. Ситуация не меняется. Наблюдаю. Если ему надо было пожрать брата, то почему он его не жрёт? Остатки не уменьшаются, и их невозможно вытянуть из лап. И тут меня осеняет вторая догадка во всей этой истории: не живой палочник держит жертву в лапах, а мертвый палочник сомкнул челюсти на лапах тогда, когда его разорвал большой палочник в битве. Возможно, большой даже защищался, а не нападал. Я поделилась своей догадкой с Настей. Она, как и я, стала пытаться высвободить палочника, и... оторвала ему одну лапу. Теперь в уцелевшей лапе болталась не только голова, 4 лапы и половина туловища но и ещё одна лапа, длиннее всего остального вместе взятого. Однорукий палочник-убийца помахивал всем этим добром и наводил страху. Когда я это увидела, у меня сделались большие выразительные глаза. А увидела я это не сразу, так как Настя ничего не сказала, испугалась тоже. А палочник ещё денёк помахивал...
По крайней мере стало ясно, что дело обстоит именно так: палочник не может выпустить мертвеца, и теперь требовалось какое-то волевое решение. И я решилась отрезать голову. Пусть даже придётся отрезать с ней и часть лапки. Взяла маникюрные ножницы. Острые! Раз. Не режет! Раз. Загибает, но не отрезает. Не зря мне в былые годы учительница по фортепьяно говорила, когда я мазала по клавишам: «хорошо, что ты не хирург!». Не хирург я! Не могу отрезать маленькую лапку-волосок! Руки трясутся и слеза дрожит в глазу! Так. Ну я же взрослая. А передо мной просто насекомое. Соберись, тряпка. Левой рукой я крепко сжала здоровую лапку палочника, правой быстро и точно отрезала сначала все, что болталось лишним грузом выше головы, и сразу саму голову от живой лапки. Разжала пальцы - лапка осталась в моей руке. Палочник лишился обеих своих забавных конечностей. У меня на лбу выступил холодный пот.
***
3 мая
Итак, операция по спасению передних конечностей палочника прошла неудачно. Я не знала, сможет ли это жывотное жить без длинных своих ручек. Подозревала, что они ему очень нужны, и не только для веселых танцев, а для ориентации в пространстве, например, как кошке усы. Или они у него как щупальца у осьминога. Без такой характерной детали как длинные передние лапки палочник уже как бы и не палочник? Настя сказала, что он не умрёт, ведь и люди могут жить без рук или без ног.
Ну ок.
Положили безрукого товарища обратно в домик на лист сухой малины, где он тут же проел чёрное дупло (ага, есть он всё-таки может), повздыхали, подосадовали, да и стали заниматься своими делами. Жизнь неумолимо идёт своим чередом.
На следующий день палочник пропал.
Конечно, он ещё крошка, и в контейнере не всегда его видно. Он мог заползти в скрученный лист малины, или спрятаться в искусственном растении. Дни шли, палочник не объявлялся, Ирка выдвинула гениальную идею, что он закопался в землю отращивать лапки! А что, как-то у нас жила садовая улитка, её неосторожно уронили на камни и повредили раковину. В домике образовалась дырка. Так улитка вылезала прямо в это окошко, и усиками, и вся, туда-сюда, и заделала его! Но представлять как палочник регенерируется под землёй было жутковато (кто знает, что там ещё вылезет из-под земли после), и мне спокойнее было думать, что он закопался в землю тихо мирно умирать.
С течением времени мысль о самоликвидации палочника стала казаться разумной, чувство вины стало отпускать, хотя воображение нет-нет да и подкидывало остросюжетный сценарий «месть палочника»...
В одно тихое солнечное утро на кухне, когда дети уже ушли в школу, на плите уютно побулькивала кастрюлька, во второй раковине весело побулькивала Надя, на разделочном столе готовились стать едой резаные перчики и морковка, я порхала словно фея от кастрюльки к Наде через перчики и обратно, отнимая опасное, подрезая нужное, мешая пригоревшее и выключая убежавшее, как мой взгляд упал на половинку лайма, давно забытую между баночек со специями.
На лайме сидел МАНЬЯК-УБИЙЦА-ИНВАЛИД-ПАЛОЧНИК и наблюдал за мной. Я отрывисто сказала: а-А! и оцепенела. И мгновенно перестала быть феей. Тут же всё подгорело, убежало и Надя покакала прямо в раковину. Она не от страха, нет, просто так совпало. Мне пришлось срочно ликвидировать последствия. Со всех сторон. Уютный мир рухнул, и палочник смотрел на меня с осуждением. Все время, пока я убирала и заканчивала готовить, он смотрел на меня, иногда ритмично покачиваясь из стороны в сторону, пружиня на четырёх лапках.
Окончание следует
***
16 июля
Прежде всего спешу извиниться перед любезными читателями за столь долгое ожидание окончания моего повествования. После того, как палочник пронзил меня взглядом я с омерзением взяла лайм, быстро засунула его вместе с палочником в контейнер, придавила крышку шкатулкой в виде книги волшебных сказок с серебряными монетами, записала случившееся в тот момент и указала, что следует «окончание» истории. Мне хотелось поскорее закончить все описания моего неприятного героя. Однако, всякий раз, как я пыталась обобщить рассказ и поставить смысловую точку, мои конечности слабели, мысли путались и перо вываливалось из рук. Я вспоминала взгляд палочника, его угрожающе поднятый хвост, его мерное раскачивание на четырёх тоненьких лапках. Я вспоминала блуждающую улыбку женщины, бережно греющую у груди баночку с новорожденными палочниками. Не она ли 300 лет назад вырастила Дюймовочку из цветка, дала девочке горшочек каши, подарила Цветик-Семицветик? Я представляла, как палочник преодолевал пространство кухни, как пробирался по знойному полю «Жатвы» Брейгеля, как беззвучно шёл по клавиатуре синтезатора, спускаясь с высокого регистра в бездну контроктавы. Сколько дней ушло на это преодоление? Его жилище находится у противоположной стены от разделочного стола большой кухни-столовой. Как он обошёл дверь, раковину, плиту, духовку, кофемашину? Все эти мысли не укладывались в краткое задорное резюме, написав которое, я хотела освободиться от постоянного ощущения того пронзительного взгляда...
Между тем, «солнышко пригрело землю своими тёплыми лучами. Жаворонки запели, цветы зацвели»(с), распустилась МАЛИНА. Свежайшие, душистые, нежнейшие листья положили палочнику безлапому, и он сразу же, осторожно и аккуратно начал их поедать. Это действо тронуло меня, я сняла видео, где хорошо видно, как приободрился наш герой и как изумительно позеленели его оставшиеся 4 лапки. Чувство омерзения наконец покинуло, я с облегчением начала снова заботиться о подопечном, а иногда ловила себя на бессознательной блуждающей улыбке...
И снова попробовала закончить свой рассказ, который теперь хоть и складывался, но несколько вымученно, так как я изменилась и не могла описывать того готического ужаса, что одолевал меня ранее. Фейсбук же благополучно потерял черновик, а жизнь перестала предоставлять минуты блаженных созерцаний и сосредоточенных состояний. Надя больше не булькалась в раковине, а научилась ходить, собирать синяки на свою голову, и с особым распирающим ее чувством восторженности полюбила подбегать к лестнице, откидывать руки как Гагарин на площади и лететь вниз, ничуть не сомневаясь, что ее подхватят.
Однако и теперь не стала бы я тратить время драгоценных читателей, если бы горе-палочник снова нас не удивил.
Однажды утром я была разбужена душераздирающим детским воплем: «ОН РАСТИТ НОВЫЕ ЛАПЫ МАМААААА!» Действительно, у палочника возле головы появились два маленьких отростка, закрученных как хоботок у бабочки. На лапки мало похожих, скорее на усы. И снова догадки. Палочник возмужал? А борода будет? А вдруг у него теперь и крылья появятся? Или... неужели всё-таки новые ручки? Почему закрученные, почему не двигаются, почему топорщатся вверх, почему почему. Лупа-фото-видео. Снова проходят дни и недели и никаких изменений. Просто пара закрученных усиков на месте оторванных лапок. Решили считать, что это скомпенсированные лапки. Но всё же ожидание чудесных метаморфоз будоражило воображение. Мы уже знали, что наш палочник не столь нетороплив, сколь импульсивен.
Всё свершилось за одну ночь. Вечером, оросив контейнер из пульверизатора, я привычно осмотрела нашего питомца и не увидела изменений, утром же Палочник предстал пред нами во всем своём великолепии. На месте неподвижных скрученных обрубков шевелились прекрасные, длинные, тонкие щупальца-ручки! А рядом лежала белая шкура. Палочник, как по волшебству, полностью обновился, сбросил кожу, вырос, окреп, расправил конечности. К тому же он полностью перечеркнул все мои догадки относительно убийства, я не знала тогда, что эти существа периодически сбрасывают кожу. Поэтому чья шкурка прилипла к рукам нашего героя неизвестно.
Есть и ещё вопрос, оставшийся без ответа. Кто всё-таки выжил, лишился лапок, совершил кругосветное путешествие и отрастил себе новые конечности лучше прежних, Сюрпризик или Плюсик?