Моя любовь с современным искусством началась около года назад, при этом я по-прежнему тяготею к "трудолюбивому" современному искусству. Или хотя бы тому, которое без чтения предыстории заставляет задуматься и что-то осознать.
Я люблю фриков, которые мыслят альтернативно и умеют это подать миру. У художников есть много общего с учеными-фундаменталистами (которых я тоже нежно люблю) - та же оторванность от земли и материальной составляющей вопроса. С утра читала две статьи, в одной реставраторы сокрушались, что нынешняя молодежь творит из того, что Бог на душу положит, а им потом думай, как пытаться сохранить годами выдавленную зубную пасту. Все свелось к тому, что надо проводить беседы с художниками, узнавая изначальный замысел судьбы произведения. Быть может, аффтору хотелось мимолетность этой жизни изобразить, а ты тут эту мимолетность увековечить пытаешься.
Вторая статья была как раз про коммерческую составляющую вопроса: например, почему Джефф Кунс, сука такая, стоит так непомерно дорого, и какого черта власти Калифорнии его закупают за такие бешеные деньги вместо ремонта дорог. Я, разумеется, на стороне Джеффа Кунса. Как бы я ни любила ученых-фундаменталистов, выбираю я неизменно мужиков, которые науку превращают в нехилый бизнес, и это тоже искусство.
Проблема соверменного искусства в том, что мир любит задротов. Потому все эти фотографии произведений, точно копирующих волосинка в волосинку другую фотографию кого-нибудь (от животного до звезды), набирают такое бешеное количество лайков. Если ты не можешь отличить то, что написано маслом, от фотографии на большом глянцевом формате - вот оно, настоящее искусство. И это значит, что ты таки умеешь рисовать. Я ни в коем случае не хочу принизить Рафаэля, Брюллова и Айвазовского, но это были гении. Современный фундаментализм и классицизм в искусстве - это скорее умение воспроизводить, но нежелание думать и давать новые смыслы и формы. Это искусство, понятное большинству, потому что яснно а) оно требует большого количества временных затрат б) похоже на реальный мир, а значит, имеет право на существование. Все альтернативные формы - как драные джинсы и поцелуи двух мужчин на улице. Порвать легко, а ты попробуй зашей так, чтоб не видно было, что когда-то рвалось. Но вы вспомните, как идешь по залам Третьяковки, и как-то скучненько становится от всех этих однообразных реалистичных портретов. В итоге сбегаешь к врубелевскому "Демону". И там до мурашек.
Я очень люблю самые разные стили и эклектику, но вот это вечное стремление общества к единственно "правильному" решению - оно от нежелания думать и мыслить, как может быть иначе, и что это правда может быть иначе, просто не все могут представить. И это, увы, наблюдается во всех сферах жизни. Одеты, сыты - и ладно.