Сегодня Ту би-шват - Новый год деревьев

Jan 20, 2011 03:40



Поздравляю всех!
20 января (15 швата по еврейскому календарю) евреи во всем мире, особенно в Израиле, будут праздновать Ту би-Шват - Новый год деревьев. Ту би-Шват в переводе с иврита означает 15-е число месяца шват. В Торе сказано, что в первые три года после посадки дерева его плоды есть нельзя. И для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его «рождения». Поэтому договорились и постановили, что днем посадок - днем «рождения» деревьев - будет 15-й день месяца шват. Тем более что это время в Израиле как нельзя лучше подходит для насаждений. Зима там уже на исходе, почва успела пропитаться дождевой водой, солнце начинает припекать по-весеннему, на деревьях набухли почки, цветет миндаль.
Мой миндаль с чудесной кроной,
мой цветущий миндаль!
На ветвях твоих зеленых
розовая шаль.
Посмотри: вокруг зеленый
возрожденный сад.
Каждый листик - обновленный.
Ту би-Шват! Ту би-Шват!
Израильская песенка
Есть разные обычаи праздновать Ту би-Шват. Традиционно вся семья рассаживается вокруг покрытого белой скатертью стола. На столе зажженные свечи, вазы с цветами, кувшины с белым и красным вином и множество фруктов, свежих, сушеных и консервированных. Распространенный обычай: едят семь видов плодов - тех, которыми славится страна Израиля - пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. Идея в том, что, когда мы едим плоды земли Израиля, мы глубже ощущаем связь с ней. Израильтяне же, живущие на своей земле, в этот день не только наслаждаются трапезой, но и сажают деревья, оставляя память о себе и думая о своих потомках. Есть притча о том, как прохожий спрашивает старика, сажающего рожковое дерево: «Что это ты сажаешь, старик, ведь это дерево принесет плоды только через 70 лет? Неужели ты надеешься дожить до того дня, когда можно будет их попробовать?» - «Нет, не надеюсь, - ответил старый человек, - но я ел плоды с того дерева, которое посадил мой дед, а мои внуки будут есть плоды с этого дерева». В еврейской традиции человека часто сравнивают с деревом, которое, благодаря своим глубоким корням, плодоносит даже в засуху. Как и дерево, человек силен своими корнями. Невозможно не восхищаться мудростью еврейских традиций, пришедших к нам из глубокой древности. Сколько веков понадобилось человечеству, чтобы понять: необходимо сохранять природу, нельзя нещадно эксплуатировать ее, ничего не давая взамен. В некоторых цивилизованных странах, в том числе и в той, из которой мы так благополучно уехали, этого не поняли до сих пор. А в Торе более трех тысяч лет назад нашему народу было заповедано сажать деревья: «Когда войдете вы в страну, посадите дерево плодоносное...» (Ваикра, 19:23). И ведь тогда это была не пустыня, а прекрасная земля, с богатым растительным и животным миром, как образно сказано об этом в Торе: «Земля, текущая молоком и медом». В Талмуде есть пояснение этому выражению: «Рами бар Йехезкель посетил однажды Бней-Брак и увидел там коз, пасущихся под смоковницей. Со спелых плодов смоковницы капал мед, а с переполненных сосцов коз - молоко. Мед и молоко смешивались. И сказал Рами: «Вот она - земля, текущая молоком и медом».
Израильтяне бережно относились к каждому дереву, ибо в засушливые годы, когда ячмень и пшеница почти не давали урожая, деревья, корни которых глубоко уходят в землю, продолжали плодоносить. Своей тенью деревья защищали от палящего солнца, кроме того, уже в те времена наши предки знали, что леса предохраняют почву от разрушения, не позволяют плодородным участкам превращаться в пустыню. Так уже в древности в Израиле возникла традиция посадки деревьев. Известны слова рабби Йохана бен-Закая: «Если в твоей руке будет саженец и в это время объявят о пришествии Мошиаха, раньше посади дерево, а потом выходи встречать Мошиаха». У евреев существовал обычай сажать дерево в честь каждого новорожденного. В честь дочери сажали кипарис, а в честь сына - кедр. Когда римляне изгнали евреев из Эрец-Исраэль в 135 году н.э. и бесчисленные завоеватели перестали заботиться о земле, она постепенно превратилась в пустыню. В Торе предсказано и изгнание евреев, и опустошение земли на этот период. «А землю эту превращу Я в бесплодную пустыню...» (Ваикра, 26:19).
В конце XIX века в Эрец-Исраэль начали возвращаться настоящие хозяева земли - евреи. Многие из этих энтузиастов погибали от рук арабских бандитов, другие умирали от малярии, но сионисты насадили эвкалипты и осушили болота, посадили виноградники и апельсиновые рощи. В замечательной книге Феликса Канделя «Земля под ногами» о заселении Земли Израиля приводятся воспоминания первого президента еврейского государства Хаима Вейцмана (1874-1952), где он рассказывает о жизни еврейских поселенцев в Палестине в период после Первой мировой войны: «Насколько тяжела была проблема маленького и рассеянного народа, не имевшего ни своей страны, ни правительства, ни исполнительной власти, ни армии, ни денег! И ко всему этому нам предстояло проводить поселенческую работу на истощенной земле с малочисленным еврейским населением. Временами трудности казались настолько непреодолимыми, что мною овладевало отчаяние. И тогда я отправлялся потолковать со старожилами. Они рассказывали мне о том, что пережили, когда впервые увидели «эту пустыню»... И поселенцы показывали мне землю, возделанную их руками, покрытую апельсиновыми рощами и виноградниками».
В Израиле в Ту би-Шват вошло в традицию сажать деревья. Этим занимаются в основном дети и новые репатрианты под покровительством Еврейского национального фонда. В этот особый фонд, созданный специально для посадки деревьев, вносят деньги евреи, живущие за пределами Земли Израиля. В настоящее время Израиль - единственная страна в мире, где площадь зеленых насаждений не уменьшается, а значительно увеличивается.
Отсюда

Поздравления

Previous post Next post
Up