Речь сейчас пойдет не о боксе и не о кино, но в трейлере нового фильма о советском боксере, звучат очень интересные слова, и речь пойдет именно о них:
"Никто во всём мире не хочет видеть нашу страну сильной и могучей. Проиграем на ринге - будут думать, что нас можно бить на поле боя!".
Click to view
Если это режиссерская находка, то очень удачная. В Советском Союзе, до того как он одряхлел, понимали толк в репутации и знали ее цену.
Перед Великой Отечественной войной, перепахавшей всю историю нашей страны и оставившей о себе очень долгую память, было два менее знаменитых конфликта - конфликт с Японией на Халхин-голе и "Зимняя война" с Финляндией. В обеих войнах СССР вышел победителем - но, "был нюанс". Победы были очень разные.
Убедительная победа СССР на Халхин-голе привела к правительственному кризису в Японии и заключению пакта о нейтралитете. Япония настолько была впечатлена успехами советских войск, что переориентировалась на войну на море и во второй мировой войне предпочла вступить в войну с Соединенными Штатами, а не с Советским Союзом. Что в свою очередь позволило в 1941 году перебросить сибирские дивизии под Москву и в критический момент остановить и отбросить врага.
Совсем другой оказалась победа в финской войне. Хотя война продолжалась всего лишь 3 месяца и 12 дней, ее начало оказалось крайне неудачным - две дивизии попали в окружение, одна из них, 44-я практически полностью погибла или попала в плен, обе дивизии потеряли большую часть техники и тяжелого вооружения, часть из которого досталась финнам в виде трофеев. Командование 44-й дивизии было расстреляно перед строем. Одновременно в окружение попала еще одна советская дивизия, уничтожить которую до конца войны финнам так и не удалось.
3 января 1940 года у северной оконечности острова Готланд (Швеция) с 50 членами экипажа затонула (вероятно, подорвалась на мине) советская подводная лодка С-2 под командованием капитан-лейтенанта И. А. Соколова. С-2 была единственным кораблём РККФ, потерянным СССР.
Из неудач первого этапа войны были сделаны серьезные выводы, была проведена тщательная подготовка. После перегруппировки и затишья, 1 февраля 1940 года Красная армия возобновила наступление, прорвала "Линию Маннергейма" и заставила финнов отступать. 13 марта советские войска вошли в Выборг и война была закончена. Финляндия согласилась на территориальные уступки.
Формально это была победа, но давшаяся ценой очень больших потерь в людях и технике. Кроме того, за развязывание войны 14 декабря 1939 года СССР был исключён из Лиги Наций (предшественницы ООН), которая впрочем к тому времени уже теряла свое значение и смысл.
Ход боевых действий выявил серьёзные пробелы в организации управления и снабжения войск Красной Армии, плохую подготовленность командного состава, отсутствие у войск специфических навыков, необходимых для ведения войны зимой в условиях Финляндии.
Но самыми большими потерями были потери именно имиджевые. У руководства ряда стран по итогам советской войны с Финляндией сформировались представления о слабости Красной Армии.
Информация о ходе, обстоятельствах и результатах войны (значительное превышение советских потерь над финскими) укрепила в Германии позиции сторонников войны против СССР. В начале января 1940 г. германский посланник в Хельсинки Блюхер представил в МИД меморандум со следующими оценками: «несмотря на превосходство в живой силе и технике, Красная Армия терпела одно поражение за другим, оставляла тысячи людей в плену, теряла сотни орудий, танков, самолётов и в решающей мере не смогла завоевать территорию. В связи с этим следует пересмотреть немецкие представления о большевистской России. Немцы исходили из ложных предпосылок, когда полагали, что Россия представляет собой первоклассный военный фактор. Но в действительности Красная Армия имеет столько недостатков, что она не может справиться даже с малой страной. Россия в реальности не представляет опасности для такой великой державы, как Германия, тыл на Востоке безопасен, и потому с господами в Кремле можно будет говорить совершенно другим языком, чем это было в августе - сентябре 1939 г.» Со своей стороны, Гитлер, по итогам Зимней войны, назвал СССР колоссом на глиняных ногах.
Немцы неофициально порекомендовали финскому правительству: «Запомните, что вам стоит заключить мир на любых условиях. Гарантирую, что когда через короткий срок мы пойдём войной на Россию, вы получите всё назад с процентами». В результате войны Советский Союз «приобрёл озлоблённого соседа, озабоченного своей безопасностью и стремящегося к реваншу».
У. Черчилль свидетельствует, что «неспособность советских войск» вызывала в общественном мнении Англии «презрение»; «в английских кругах многие поздравляли себя с тем, что мы не очень рьяно старались привлечь Советы на нашу сторону <во время переговоров лета 1939 г.>, и гордились своей дальновидностью. Люди слишком поспешно заключили, что чистка погубила русскую армию и что все это подтверждало органическую гнилость и упадок государственного и общественного строя русских».
* * *
Два предвоенных конфликта, произошедших один за другим, в тактическом плане дали одинаковый результат - победу над противником. Но в ходе одного была обеспечена стратегическая безопасность страны на Востоке, а на Западе, напротив, стратегическая безопасность страны была подорвана и причиной этого стали именно имиджевые потери. В декабре 1940 года в Германии началась разработка плана Барбаросса, который во многом опирался на предположениях о слабости Красной Армии, полученных из анализа опыта советских неудач Зимней войны. Недооценка маленькой Финляндии 30 ноября 1939 года стала одним из факторов начала войны 22 июня 1941 года.