В Чите Второй Восточный окружной военный суд приговорил к 24,5 годам лишения свободы рядового Рамиля Шамсутдинова, расстрелявшего сослуживцев в воинской части в Забайкальском крае.
Обвинение просило приговорить Шамсутдинова к 25 годам лишения свободы - максимальному сроку лишения свободы, предусмотренного Уголовным кодексом России. Пожизненный срок к подсудимому не применялся, поскольку ранее присяжные заседатели признали его заслуживающим снисхождения.
25 октября 2019 года срочник Шамсутдинов с автоматом АК-74М прибыл с военнослужащими на территорию комплекса подготовки дежурной смены и проследовал к учебному месту «Стол снаряжения магазинов (обойм)». Получив четыре магазина по 30 патронов в каждом, он расстрелял сослуживцев, целясь им в голову, грудь и спину. В результате восемь военнослужащих погибли, еще двое получили тяжелые ранения. Шамсутдинов заявлял, что подвергся издевательствам со стороны сослуживцев, поэтому расстрелял их.
https://lenta.ru/news/2021/01/21/prigovor/ Приговор уже назвали и слишком суровым (защита) и слишком мягким (родственники погибших). Из того, что получилось вычитать в СМИ, Шамсутдинова действительно "достали". Я сам служил в самое дрянное для страны и армии время, в середине 90-х, на всякое насмотрелся. Но видимо мне повезло, все-таки флот более менее элитное подразделение, никогда на нем я не видел, чтобы офицер или мичман поднял руку на матроса.
И еще на флоте не было такого, чтобы совали головой в унитаз или обещали опустить. Т.е. пиздюлей отхватить конечно можно было запросто, но именно издевательств все же не было.
Расцветшая дедовщина в части это всегда вина командиров и заместителя по воспитательной части в первую очередь, следствие их халатности. Но в данном случае похоже именно офицер принялся физически и психически ломать солдата, и это ему удалось.
Это очень важный нюанс, одно дело когда происходит неуставняк между солдатами - потерпевший всегда может попробовать искать защиты у офицера и тот, если дружит с головой и погоны ему не жмут, обязательно как-то попытается решить проблему. И совсем другое, когда неуставные взаимоотношения организуются именно офицером, солдату становится некуда обращаться. Законный способ решения проблемы закрывается. Остается разве что побег из части, но если она где-то на краю земли или посреди тайги, то и бежать некуда.
Еще один момент - выяснилось, что Шамсутдинов, стараниями офицера, за трое суток наряда спал не более трех часов. По сути лишение сна это уже пытка, и что немаловажно, настолько тяжелый недосып сильно сносит крышу. Мне доводилось по трое суток спать всего по 2-3 часа за ночь, и на третий день реально становится похер на всё, лишь бы забиться куда-нибудь в угол и наконец выспаться. И это у меня было 8-9 часов сна на трое суток, а у Шамсутдинова еще меньше. Сознание меняется очень сильно, это не опьянение, это другое, но изменения сильные. И получается этакий "плоский штопор" - солдата наказывают за то, что он плохо делает работу или выполняет приказы, из-за хронического недосыпа он начинает тупить и делать еще хуже, его начинают наказывать или бить - он начинает тупить еще сильнее, и так до тех пор, пока от него либо не отстанут, либо не достанут. Шамсутдинова достали. Видимо это все-таки не было состоянием аффекта в медицинском смысле, но состояние "Гори оно всё синим пламенем" наверное было.
И наконец предпоследнее - если солдат проблемный, не важно, по чьей вине, у него не должно было быть доступа к оружию. Какие к чертям караулы с автоматами, определить его вечным дневальным или пусть снег на плацу чистит - как-нибудь до дембеля дотянет и всё, все живы останутся и командир до пенсии дослужит. Как можно было обещать человека головой в унитаз окунуть, лишать его сутками сна, и при этом оставлять ему доступ к оружию - уму непостижимо.
Если всё так, как изложено в СМИ, то офицер, если бы не погиб, из армии должен был вылететь сразу в тюрьму и очень надолго. Шамсутдинов конечно преступник, потому что преступил законы и государственные и божьи - "не убий", но довел его до такого состояния, когда ему стали безразличны и законы и собственная судьба, именно его офицер.
А теперь последнее - Шамсутдинов, когда стрелял, выбрал первым офицера, а потом похоже лупил очередями не разбирая виновных или нет. Поэтому под раздачу попали и те, кто не принимал непосредственного участия в издевательствах, и дежурный капитан, который был не при делах, и даже товарищ-одногодок, который делил с солдатом тяжести и невзгоды. Шамсутдинов потом об этом сожалел, и даже извинился перед родственниками всех погибших, кроме родственников издевавшегося над ним офицера. А вот один из издевавшихся то ли старослужащих то ли контрактиков успел убежать и остался жив. Это, по-моему очень важная деталь, которую следует довести до каждого военнослужащего - когда в части происходит неуставняк, ответная пуля может прилететь вам в голову, даже если вы не участвуете в гнилых делишках, и никакой собственно вины на вас нет. Когда у человека срывает крышу, начинается раздача "на кого Бог пошлет" а он шлет на тех, кто оказался рядом в нехорошем месте в нехорошее время. Поэтому неуставняк в части это не чье-то личное дело тех, кто издевается и того над кем издеваются, это аукнуться может кому угодно. Такие вот дела.