Шедевры архитектуры Москвы XVIIв. (Узорочье и Нарышкинское барокко)

Mar 04, 2015 23:44

9 марта состоится московская автобусная экскурсия Шедевры архитектуры Москвы XVIIв. (Узорочье и Нарышкинское барокко).

Ажурные церкви, словно вышитые белым каменным кружевом, стремящиеся в голубое московское небо. Или скользящие по красному кирпичу белоснежные узоры, подобно дивным птицам, украшенным полихромными изразцами. Все эти диковинные старинные постройки и есть душа города - той самой удивительной Москвы XVII века, впитавшей в себя лучшие элементы европейской архитектуры и со свойственной русской душевностью воплотившей их в знаменитых московских стилях - дивном Узорочье и Нарышкинском барокко.






Москва - город необыкновенный. Среди холодных небоскребов XXI века из стекла и бетона и строгих коренастых каменных богатырей века XIX притаился совершенно уникальный город XVII века, сохранивший не просто сами шедевры архитектуры той эпохи, но и присущую только им атмосферу легкости, воздушности и особенного московского средневековья. Нам остается только отыскать и увидеть этих живых свидетелей истории.
Пожалуй, мало кто из нас знает, что любимые всеми и знакомые с детства архитектурные памятники - вроде Теремного дворца Московского Кремля или Церкви Троицы в Никитниках, наверняка известных каждому из школьных учебников москвоведения - являются живым воплощением уникального архитектурного стиля - Московского или Русского узорочья. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении этого живописного, легкого и затейливого стиля. Одни видят истоки узорочья в церковных формах. Другие связывают русский стиль с поздним европейским ренессансом и маньеризмом. Некоторые и вовсе отмечают, что необычные шатровые формы и некоторые декоративные узоры восходят к языческим корням. Но все они соглашаются, что именно московскому узорочью город обязан своими знаменитыми на весь мир церквями с высокими колокольнями и храмами, украшенными шатровыми крыльцами и ярусами-кокошниками. Именно узорочье стало следствием «обмирщения» архитектуры и отхода от строгих канонов простоты и скромности.
Больше всего архитектурных памятников Средневекового периода сохранились в московских Филях, Хамовниках и Пыжах. Туда мы и отправимся. По этим каменным строениям можно проследить историю самого стиля. Бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, пятью главами и кружевными колокольнями принято относить к раннему узорочью. Здесь и сложная пространственная композиция, и дополнительные ярусы поверх сводов. Во всем видится какое-то буйство и роскошь. Позже, пресытившись избытком шатров и украшений, узорочье примет более ясные и уравновешенные черты с симметричной композицией и упорядоченным расположением декора на фасаде. Впрочем, любой памятник того времени можно отличить по характерным украшениям «кокошникам» в оконных наличниках, многочисленных, подчас чисто декоративных шатрах колоколен, карнизов в форме «петушиных гребешков» и витых столбиков. Церкви узорочья больше похожи на сказочные терема: стены украшены растительным орнаментом, лучиками переходящим на карнизы и наличники и повторяющимся в чудом сохранившихся изразцах. Такая она - старая патриархальная Москва, словно сошедшая со страниц старинной книги, спрятанной в тяжелом кованном сундуке.
Среди этих дивных памятников узорочья нет-нет да и встретятся совсем другие храмы: напряженными гранями взмывают ввысь строгие стены, щедро окутанные волнами узоров, спускающихся лишь по ребрам здания. Взглянешь - узорочье. Присмотришься - а вовсе и не оно. В этом и заключается особенностью еще одного средневекового московского стиля, сложившегося к концу XVII - началу XVIII века. Первые постройки в новом стиле появились в московских имениях бояр Нарышкиных - того рода, из которого происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина. По-светски нарядные, краснокирпичные церкви, украшенные белым декором, словно впитали в себя лучшие элементы московского узорочья и петровского барокко. Двойственность стиля отразилась и в его названии - Нарышкинское барокко.
К узнаваемым московским узорам добавилась симметричность композиции и логичность размещения пышного узора - характерные черты барокко Северной столицы, унаследовавшего основные черты западноевропейского стиля. Узорчатый орнамент здесь не ради украшения, а как логичная связующая нить многочисленных слоев огромного здания. Снаружи декор не устилает стены, а лишь обрамляет пролеты, арки и ребра постройки. Зато внутри здания обнаруживается истинное барочное буйство традиционного русского орнамента. И все же, характерная московская древняя «сказочность» сохранена здесь за счет изящного сочетания стен из красного кирпича и отделки из белого камня или гипса. Такие постройки можно встретить в Северной Германии и Нидерландах, откуда и донеслись до нас отголоски классического барокко.
Нарышкинский стиль лучше всего воплотился именно в московской архитектуре. Эти строения не только словно связали две столицы, но и стали предвестниками позднего елизаветинского барокко, впитавшего черты итальянского стиля. Вместе со своим предшественником - дивным Узорочьем - они создали характерный и узнаваемый московский стиль, так полюбившийся современникам и потомкам. Спустя век два стиля определили формирование так называемого псевдорусского стиля. Но сердце Москвы и сегодня продолжает биться легким самобытным ритмом с яркими витиеватыми нотками. Давайте прислушаемся к этому дивному ритму!

Запись на экскурсию:
1. Нажав на кнопочку "Записаться на экскурсию" вверху анонса и заполнив форму заявки.
2. Звонком по  телефону +7 (495) 641-78-14  или +7 (926) 112-91-93 ежедневно с 10.00 до 20.00.
3. Sms на номер +7 (926) 112-91-93.
4. Заявкой на e-mail: info@zhiclub.ru

анонсы, живая история москвы, расписание

Previous post Next post
Up