О красоте и родстве с рыбами

Oct 13, 2016 20:28

Оригинал взят у daimahtri в О красоте и родстве с рыбами
Знаете, я не разделяю точку зрения, что люди носят украшения только для того, чтобы улучшить свою внешность.
Странно слышать и читать о тщеславии, угоде моде, адаптации под окружающую действительность.
Слово-определение способно ввести в заблуждение. Мы вроде как привыкли к нему, а оно, между тем, ставит определенные границы, за пределы которых уже нелегко вырваться.



На мне кулон с росписью и вышивкой бисером "Space Lovers" (2015)
Моим первым украшением стало маленькое медное кольцо с бантиком. Было это давным-давно, теперь не вспомню, сколько мне было тогда лет. Не больше восьми.
Не думала, что оно способно что-то во мне улучшить. Надевала его на палец и умилялась: какое оно рыжее, как отражает свет, какие на нем блики и рефлексы. Всматривалась в его поверхность, и она меня просто затягивала.
Мне не приходило в голову, что в мире существуют драгоценности (я даже не знала, как выглядит золото!), что украшения могут стоить огромные деньги. Знала о них только из мультиков, думала - придуманные.

Второе... вспомнить бы. Кажется, это были серьги-гвоздики. Те самые, которые заправлялись в специальный пистолет и сами протыкали ухо.
В них были маленькие синтетические (?) опалы. Прозрачные, но переливались на свету всеми цветами радуги.
Не было ощущения, что я стала с ними красивее. Было осознание, которое можно сформулировать так: вот иду я, а вот у меня в ушах переливающиеся камни. Это я, а это они со мной. Мы союзники. Они мне нравятся. Глядя на меня, вы можете увидеть, что мне нравятся эти камни - и лучше меня понять и узнать.
Я знала, что красива и без этих камней, красива не условно, а по-настоящему. Как красив человеческий организм, в котором все так складно устроено - сердце, кровь, всякие кишочки) Серьги не могли быть частью организма, поскольку появились искусственным путем. Но между нами была определенная гармония, и в этой гармонии жилось хорошо и приятно.
То есть, ношение украшения - это отчасти диалог с окружающим миром, рассказ о своей симпатии и предпочтениях. Рассказ о себе.
Может быть, из-за такого отношения к делу я и создаю теперь осмысленные, живые вещи?

Потом были фенечки) Повальное увлечение ими началось, когда я была в шестом классе. Впервые мне фенечка попалась, когда я гостила у подруги; фенечка была рукодельная, подруге она чем-то не понравилась, и та ее распустила на бисер.
Я схватилась за голову в ужасе: как ты смогла, это же произведение искусства! Но вместо того, чтобы "произведение" починить, я самолично разобрала его и зарисовала схему, по которой сплетался бисер.  Это была бисерная сетка, мозаика с промежутком через бисерину. Надо ли говорить, что через неделю я выпросила у родителей несколько пакетиков бисера и воспроизвела ту фенечку сама?
А еще через пару месяцев я догадалась, как сделать широкий, в семь сантиметров, мозаичный браслет с радужным узором, купила семь пакетов бисера и сплела его. Застежки не было - браслет я плотно затянула на руке и вообще не снимала.
Воспринимался ли он, как что-то, способное сделать меня красивее? Вряд ли. Этим браслетом я дала понять миру, что у меня руки растут из правильного места. Все, глядя на него, удивлялись и восхищались моим умением и терпением. В школе незнакомые девочки из соседних классов подходили, чтобы на него посмотреть. Я уже тогда стала думать, не попробовать ли сделать такой и продать, но руки не дошли.
Именно тогда я стала воспринимать украшения как часть искусства.

Ювелирных украшений у меня практически никогда не было. Были только серебряные черненые серьги с красивым узором. Они тогда были популярны, я их долго выпрашивала. Хотелось прикоснуться к этому искусству, приблизить его к себе, сделать его своей частью (уже совершенно осознанно). Совсем не представляю технологию изготовления таких вещей, тогда они казались мне чудом из чудес.

Следующий этап - протест и опознавательные знаки.
Это неформальное движение, в которое меня занесло в старших классах. Украшения как знак принадлежности к некоему кругу посвященных, особенной культуре. Иной раз люди со схожими взглядами и предпочтениями узнавали друг друга только по ним. Узнавали, знакомились, начинали дружить. Меня прямо посреди улицы так ловили будущие друзья, увидев "опознавательный знак". Это действительно работало.
Но у меня никогда не было ощущения, что я обязана все это надевать, что моя субкультура этого требует. Во-первых, какой-то определенной субкультуре я никогда не принадлежала, отбирая понемногу из разных. Во-вторых, никто ни на кого не наезжал по поводу отсутствия субкультурной атрибутики. Мы все были школьниками и студентами, чаще всего надевали обычную одежду, ни под кого не подстраивались и ничего не требовали. В-третьих, старшие товарищи по тусовке могли попросить младших снять какой-нибудь амулет или символ, если считали, что он не соответствует взглядам этого индивида (либо трусы наденьте, как в анекдоте, да!)

Бровь я тогда проколола, конечно, из вредности. Сейчас того прокола уже нет, он вообще недолго продержался. Было в этом что-то подростково-бахвальское. Ритуал переступления через свой страх, шаг к самостоятельно принимаемым решениям. За шаг этот мне порядочно влетело, кольцо я вынула, но вредность-то осталась!
Раз уж я заговорила о проколах, расскажу и историю возникновения своего нынешнего пирсинга.
Я уже была в совершенно сознательном возрасте, ходила на работу, зарабатывала какие-то небольшие деньги и потянуло меня увлечься спиннинговой рыбалкой. Ходили мы по московским прудам с коллегами по работе, забрасывали удочки, вытаскивали каких-то грустных маленьких карасей и сразу же отпускали обратно, вытаскивая крючки из рыбьих губ.
И у меня возникла не слишком логически объяснимая потребность сделать с собой то же самое, что я проделываю с рыбами - и зафиксировать результат. Я и сделала, собственными руками, сидя в общаге ветеринарной академии, в компании друзей. Голова кружилась от страха, но ощущения эти помню до сих пор. Планов долго носить эти штуки не было, но они как-то прижились, с ними было приятно. Потом сделала заново, уже ровно и чужими руками.
Не знаю, хочу ли я что-то сказать своим пирсингом, скорее всего - нет. Не думаю, что два металлических шарика что-то значат, да и не так часто я показываюсь людям, чтобы их демонстрировать. Сижу дома, работаю, они здесь. Все на месте. Все хорошо. Без них тоже будет хорошо, может быть. Но я уже привыкла так.

Еще когда жила в Саранске, впервые увидела туннели и была шокирована. Нет, сказала я себе. Никогда такого не сделаю, никогда! Это же ужасно - растягивать свои уши. Еще чего!
Растянула через год. Не спрашивайте, зачем. Я не знаю. Правда. Нет ни одного объяснения. Но в них здорово просовывать пальцы.
Возникают мысли зашить, когда вижу особенно классные серьги у коллег. Может быть, и зашью. Ничего от этого не потеряю.

Иной раз бывает - смотрю какую-нибудь передачу о неформалах по ТВ. Все они объясняют свои бодимодификации, татуировки и украшения потребностью в самовыражении. И это сложный вопрос: самовыражаться я привыкла созданием чего-либо. Стоит ли человеку создавать себя, становиться арт-объектом? Существует миллион мнений на этот счет. Самые радикальные - либо ты вообще исключаешь любое внедрение в свой имидж, образ, внешность (подставьте подходящее слово) инородных предметов, чтобы не адаптироваться, не "прогибаться" - под моду, требования окружающего мира, правила приличия, (подставьте подходящее слово), либо ты можешь и даже должна (или должен) "улучшать" себя согласно своим мыслям, представлениям, фантазиям, желаниям (подставьте подходящее слово).
Но это все мне видится скучным. Черное и белое, никаких цветов и полутонов. Либо так, либо этак.

Я пришла к выводу, что мы не носим украшения только для себя. Человек живет в социуме и взаимодействует с другими людьми. Все, что на нас надето, чаще всего имеет какой-то смысл, хотим мы этого или нет. И этот смысл мы транслируем, обрастаем им. Даем окружающим понять, кто мы, что мы любим, чего от нас ожидать.
Даже если человек намеренно избегает стиля, "красивого", моды, человек транслирует некую позицию.
Когда кто-то не надевает украшений - это тоже мнение. Иногда даже навязанное. Можно демонстративно отказываться от них, показывая, что отличаешься от других, транслируя свою как бы независимость или прогрессивные взгляды, осуждение роскоши (идеология, осуждают или критикуют подруги, родители, окружающие люди и т.д.). Можно не носить, потому что неудобно. Можно не носить, потому что просто не нравится. Сотни вариантов.
Надевать украшения тоже множество причин - кто-то посредством них вступает с миром в диалог, упрощает коммуникацию, кто-то демонстрирует свои возможности или статус (не без этого, конечно). Кто-то носит вещи, которыми можно любоваться самой (самому) - кулоны на длинных цепочках, кольца, браслеты. Совсем редкость - этого требует дресс-код (светские мероприятия и т.д.) Кто-то носит, потому что носят все вокруг и не хочется выделяться.
Лично мне в последнее время нравится составлять ансамбли, компоновать разные вещи, смотреть, как они перекликаются - все равно, что смешивать краски на палитре. Украшения я ношу мало, в основном они просто лежат в коробках, подаренные коллегами или купленные у них в знак уважения. Но слово "украшения" я все-таки не люблю. Мне нравится слово - детали. Дополняющие детали, частично раскрывающие суть личности (или нет). Во всяком случае, так это происходит у меня - либо показываю свои возможности (вещи, которые сделаны моими руками) либо демонстрирую уважение к труду моих коллег и друзей, либо, если это фабричная вещь, показываю, что мне она по нраву, мне симпатичен ее дизайн и я считаю, что она гармонично взаимодействует с моим лицом и одеждой.
А как у вас?
Previous post Next post
Up