Московский политтехнолог Сергей Маркелов о пиаре и политике

Dec 19, 2011 22:21

Оригинал взят у begemotiza 
Московский политтехнолог Сергей Маркелов из разряда тех людей, у которых стоит спрашивать «Чем Вы занимаетесь?» и «Как Вы это делаете?», особенно в контексте прошедшей и предстоящей избирательной гонки «4 декабря - 4 марта». Каким он видит новгородский регион и каковы вообще перспективы пиар-профессии в России, об этом моё интервью с консультантом вице-премьеров России Виктора Зубкова, Александра Жукова, Игоря Сечина.



  • …мне нравится, когда я не вижу границ. Пиар - мне это интересно.
  • …пиар-специалисты из числа прекрасного пола склонны уходить из зоны пиар-конструирования в менеджеры проектов, новых или которые сами же раскрутили.
  •  …предсказательного мышления нет вообще, ни в стране, ни во власти.
  •  …главное качество, востребованное сегодняшней властью повсеместно, - управляемость. Персоналиями, процессами. Но при этом важно и умение продавить что-либо в жизнь. Это само по себе и в масштабах страны - редкое сочетание качеств.
  •  …телевидение сегодня обрабатывает до 30% и без того лояльной к партии власти аудитории.
  •  …чиновники могут лояльно высидеть рабочий день, а вечером «на кухне» или в клубе позволить себе выпады в адрес работодателя (власти) или компрометирующее её поведение.
  • Путин - он чекист по образованию и в силу этого все смотрит «в тестовом режиме»: работает - не работает, эффективно - неэффективно. Фиксирует результат или останавливает затею - и тестирует дальше.
  • …власти полезно задаться вопросом, где и когда в голове избирателя происходит соединение ожидания жизненных благ с действиями административных органов: без этой коммуникации контакт с населением невозможен. Сергей, заметный выход в политический пиар Вы совершили в 1996 году, сопровождая президентскую выборную кампанию Бориса Ельцина в Ставрополье и на Кавказе. А откуда был старт в профессию?
    - Я родом из Новосибирска, по первому образованию детский хирург. Нужно было 15 лет работы и 30 тысяч операций, чтобы понять, что медицина - отрасль консервативная, так что впереди меня ждало… ещё 30 тысяч операций. Но в этом регламентированном будущем мне было уже тесно, поэтому я учился технике быстрочтения (прочитываю до 6 тысяч книг в год), получил образование медиапсихолога, жил в Канаде и Индонезии и осваивал техники прикладной психологии. В 1990-е по возвращении в Россию я стал вести частный курс «Новые педагогические технологии», помнится, тогда все сомневались, что учителя в условиях задержки зарплат захотят осваивать что-то новое и тем более за это платить. Тем не менее за 9-дневный курс на турбазе они готовы были расстаться с месячной зарплатой в обмен на ответы на «вечные» педагогические вопросы вроде «почему ребенок-отличник в младших классах с переходом в среднюю школу теряет успешность?». Число таких семинаров по стране перевалило за 700, но этой деятельности для меня было недостаточно. Я для себя все профессии делю на два класса - «стоматологические» и «свободные». Первые приносят прибыль и занимают твое время, пока, образно выражаясь, бормашина сверлит. Как только выключилась - все, результативность на нуле. Эффективность же во второй группе профессий не зависит от временных затрат и не привязана к инструментарию. И вот сфера связей с общественностью оказалась для меня подходящей нишей, как бездонный мир для саморазвития. И мне нравится, когда я не вижу границ. Пиар - мне это интересно.

    - И как Вы оцениваете это профессиональное поле в нашей стране? Есть ли у него сегодня гендерное лицо, к примеру?
    - Нет, привязки к полу нет, хотя заметна одна тенденция: пиар-специалисты из числа прекрасного пола рано или поздно склонны уходить из зоны пиар-конструирования в менеджеры проектов, новых или которые сами же раскрутили. Это логично для женщин -  такая поддерживающая управленческая функция. А в целом можно говорить о рынке пиар-услуг в России как о складывающемся, где количество ещё не перешло в качество, да и платежеспособность клиентов низкая, если только это не випы или власть. Но пусть сейчас работодатели нанимают и удерживают пиар-специалиста, и когда-нибудь этот тандем сыграет на пользу.

    - И какая же функция у этих «дремлющих» пиар-менеджеров?
    - Любому пиарщику платят, по сути, не за генерирование идей, а за способность эти идеи внедрить в голову клиента и аудиторию. И с клиентами бывает труднее. К примеру, развитый мир уже весь мыслит парадигмами, они помогают структурировать информацию, схематизировать сложные, многоаспектные процессы и выводить на грамотное решение. В России же вместо парадигмального мышления - описание явлений, реагирование на ситуации постфактум или только в оперативном режиме. В моде до сих пор вероятностная модель по принципу: мы что-то поделаем, но ведь никогда не знаешь, куда полетит кошка, если ее пнуть. Куда полетит мячик - известно. А кошка - животное социальное, извернется. Предсказательного мышления нет вообще, ни в стране, ни во власти. А потому попытки административного контроля будут усиливаться в отношении всякой потенциальной точки уязвимости власти. Поэтому часть гуманитарных областей будет оставаться под угрозой быть «под пятой власти» - как та же свобода слова. При этом о чем бы журналистика справедливо ни говорила, сегодня больше всего востребованы не те, кто знает, что и как делать, а тот, кто сможет продавить это в жизнь. Промоутерские способности сейчас нужны просто всем, абсолютно везде, в том числе и для собственного самопродвижения.

    - Вы успели выделить какого-то потенциального многообещающего «промоутера» на новгородском политическом горизонте?
    - Нет, пожалуй. Главное качество, востребованное сегодняшней властью повсеместно, - управляемость. Персоналиями, процессами. Но при этом важно и умение продавить что-либо в жизнь. Это само по себе и в масштабах страны - редкое сочетание качеств. Поэтому приглядываться стоит не к отдельным игрокам, а к «временным творческим коллективам», командам «под проект». Для пиар-специалиста эта самая что ни на есть привычная среда, более того, он, как правило, является частью целого ряда коллективов. Это позволяет находить нестандартные комбинации, точки «подскока» к цели на пользу клиенту.

    - Новгородчина в аспекте связей с общественностью - типичный российский регион или есть специфика?
    - С одной стороны, типичная континентальная Россия. В этом смысле если во всем мире стратификация групп значима по целому набору критериев (социальная платформа, религиозность, профессиональная принадлежность людей), то у нас характеристики пол-возраст вполне исчерпывают позицию аудитории. Мужчины относятся к «Единой России» хуже женщин, и чем старше человек, тем это более очевидно. В этих условиях стратегия кивать на недостатки иных партий не работает, ставка на листовки и телевидение тоже. Оно сегодня обрабатывает до 30% и без того лояльной к партии власти аудитории. Ожидания от агитации в социальных сетях, увы, преждевременны для России, завышены. Значит, надо идти к избирателю через новые каналы. Люди не ненавидят кандидатов, они просто не находят внутри себя аргументов за них голосовать. До 4 марта не так много времени, и политтехнологи должны успеть эти аргументы обществу предъявить, чтобы не было серьезного провала явки в 2012-ом.

    С другой стороны, местная власть да и сами новгородцы отчего-то проявляют чудеса расслабленности, инерции - и это нехарактерно для страны в целом. К примеру, ничего не предпринимается против «синдрома партизана». Смысл его в том, что судьбу военных действий решают не кадровые военные, а те, кто днем детей растит и хлеб пашет, а ночью «охотится» на врага с автоматом. Чиновники могут лояльно высидеть рабочий день, а вечером «на кухне» или в клубе позволить себе выпады в адрес работодателя (власти) или компрометирующее её поведение. На этом фоне успокоенность местной власти - чревата. Хотя бы потому, что ее лидеры должны помнить: это у них наверху одиноко и холодно, а ниже - бесконечное число претендентов на топовые места.

    - Что Вы думаете об этических границах пиара, который назвали «безграничным миром»? К примеру, в таких проектах, как «Сколково», которое то ли есть, то ли нету, «возвращение Владимира Путина», которое то ли ожидаемо, то ли чревато…
    - Я был хирургом - и детей не резал, а оперировал. Это большая разница. Теперь я пиар-консультант - и я работаю с объектом, а не с партиями, симпатичными или не очень. Что касается Сколково и Путина - он чекист по образованию и в силу этого ничего не делает на века. Все смотрит «в тестовом режиме»: работает - не работает, эффективно - неэффективно. Фиксирует результат или останавливает затею - и тестирует дальше.

    - Что важно, по-Вашему, для успешных пиар-действий на пользу региону и стране?
    - Во-первых, профессионалам важно не переставать читать. На мой взгляд, больше всего сегодня дает научная публицистика. К примеру, «Структура научных революций» американца Томаса Куна покорила весь мир еще в 1962 году, а у нас высказанная там мысль о том, что в обществе давно нет страт, а есть множества, кажется свежей и вполне может явиться источником грамотных пиар-шагов.

    Во-вторых, власти полезно задаться вопросом, где и когда в голове избирателя происходит соединение ожидания жизненных благ с действиями административных органов: без этой коммуникации контакт с населением невозможен.

    В-третьих, новгородцам может быть на практике полезно одно соображение. Сегодня нет конфликта идеологий - есть конфликт культур. В провинции событий раз-два и обчелся, в столице - тысячи за вечер. Боровичанин, приехавший в Новгород, или новгородец, отправившийся покорять Москву, должен помнить: успешность миграции будет зависеть от того, сможет ли человек внутри себя преодолеть культуральный конфликт. Позволить себе замах. Как говорится, бывают такие секунды, которые длятся минуты, и продолжаются судьбой.

политика

Previous post Next post
Up