Хорошая реконструкция идей. Темы есть, нет структуры, завершенности.
Понятно, что "элиты" "сдулись", причем во всем мире. Нужен новый подход к управлению обществом.
Меняется темп развития всего мира людей, прежде всего, благодаря использованию интернета.
Не хватает интеллекта у "элит" в бывших соцстранах, получивших огромные капиталы, которые они не могут реализовать для развития общества.
1. Культурный капитал в стремительном веке становится базовым стратегическим ресурсом общества. Следствие же его дефицита - социальная катастрофа.
2. И даже эффективная власть реализует скорее контроль, нежели управление. Но в изменчивом и многофакторном мире типология управления заметно усложняется. К тому же для успешного управления нужна комплексная динамичная инфраструктура.
3. Так для создания «хорошо темперированной» социальной гравитации необходимо производить идеи, постулаты, перекраивать картографию прошлого и будущего, формулировать правовые нормы, причем, таким образом, чтобы они воспринимались как естественные производные господствующих культурных кодов. Или не слишком им противоречили.
4. В сложном мире интеллектуализм отодвигает на обочину механицизм прежнего аппарата управления. Который не в состоянии справиться даже не с перманентно возрастающей нагрузкой, но с принципиальным изменением характера деятельности, трансгрессией бытия, императивом выстраивания/поддержания непростых отношений с многомерным социумом, удержанием позитивного баланса в глокализированном и диверсифицированном мире. И с приходом иного.
Плоть интеллектуализма - не государственные институты, но другая ипостась страны: сложное, комплексное общество. Деловое и гражданское, национальное и трансграничное, моральное и креативное, хранящее клише культуры, создающее обновленные формы практики и солидарности. Перманентная революция - органичная стихия этой субстанции.
5. Сегодня можно выделить пять актуальных направлений, характеризующих актуальную повестку дня в интеллектуальной сфере в эпоху транзита от индустриального мира к обществу сложному и креативному:
· новый формат образования, упаковки знания, методологии;
· изменения в системах власти и управления, генезиса нестандартных влиятельных субъектов социальных связей (антропо-социальные структуры);
· переоценка нематериальных активов (goodwill), формирование сложной и сверхсложной среды действия;
· развитие особых умений человека, его искусственных и резервных способностей, квази-мутации (нео-антропология);
· горизонт революции в области искусственного интеллекта.
6. Интеллектуализм заметно более гибок, протееобразен, он органичнее подвижному вселенскому строю, нежели ригидный бюрократический аппарат, обретающий привкус второсортности, постоянно фрустрируемый и находящий «выход» в повышении градиента жесткости, демонстрации силы. Но порою ощущающий себя на грани институциональной бездны.
7. Реализовать гармонию нового строя административный механизм позднего индустриализма не в состоянии. Тем более - эффективно управлять ею. Гибкость отчасти замещается и подменяется особой неформальной системой отношений - «цивилизованной коррупцией», т.е. своеобразным паллиативом возможностей интеллектуализма, их симуляцией. Это, однако, временная лазейка, причем достаточно примитивного толка.
8. Но и капитализированный усложнением личности, формата ее деятельности, топологией становящегося мирового порядка интеллектуализм имеет свои границы власти.
Рубежи очерчены конструктивным характером когнитивности, ее органичной склонностью к миростроительству, растворенной в наличествующей либо отстраиваемой культуре. Противостоит же данной силе - предельно иной контркультурный тип, обитающий по ту сторону катафатического прочтения истины: произвольный, а порою прямо деструктивный подход к бытию. Элементы радикального преобразования эйдоса - негативная диалектика, антитезис как экспонента, деконструкция как абсолют - и все они таят в нетях собственную развилку истории.[6]
Обитатели невидимой стороны экзистенции, обладатели «темной энергии», лишены интеллектуального снобизма, живя вне кокона политкорректности. Их моделирование пандеи воплощено в эксперименте - прямом действии, т.е. предъявлении городу и миру не столько опыта рефлексии, сколько самого лишенного сантиментов действия.
При этом прежние параметры восприятия могут оказаться слишком узкими.
9. Реальная контрсила и оппонент интеллектуализма - обездоленная, т.е. лишенная родства с прежним контекстом, либо прямо взорванная, структурность. Источник деструктивных энергий в отрицании пестуемого на протяжении тысячелетий социального конструктивизма. Эта контрсила - освобожденная, самоценная, энергичная аномия, тотально заминированное «фазовое пространство», рождающее вихри динамического хаоса: максимально подвижные, случается судорожные, порою усмиряемые, но от этого не становящиеся эфемерными смерчи бытия.
Столкновение сил в критическом регистре практики, стремясь побороть, окоротить оппонента, провоцирует радикальность и продуцирует креативность. Переводя через огненный рубеж рожденных в браке земли и неба титанов, перемещает их на плацдарм, где совершается деконструкция истории.
Утверждая таким образом строй, кардинально меняющий правила Большой игры на планете.
10. Проекты планируются и осуществляются - если осуществляются - в мире, переживающем социокультурную реформацию. А посему все чаще приходится размышлять о комплексном подходе, который учитывал бы не только сложившуюся актуальность, но и историю (ретроспективу), свою либо общую, и перспективу, что вновь подводит нас к теме Русского мира.
Необходима содержательная полемика о предельных основаниях, дальних горизонтах темы, поскольку речь идет о попытке определить исторический замысел, создать дорожную карту, на которой должно учесть проблемную ситуацию. То есть необходимо в «кипящем и яростном мире» отыскать для страны путь с внятной и позитивной перспективой. Это в идеале.
Александр Неклесса
Для полного прочтения
http://timursim.livejournal.com/365443.html