Ученые из Калифорнийского университета установили, что по сравнению с 1960 годом современный человек стал потреблять в три раза больше информации, а технические новинки изменили как его поведение, так и физиологию. Человеческий мозг адаптируется, чтобы обрабатывать несколько потоков информации сразу и выполнять одновременно разные действия.
К примеру, было установлено, что, находясь на работе, человек в среднем 37 раз в течение часа переключается между программами, электронной почтой и окошками браузера. Исследования показали, что мозг активного пользователя Интернета работают эффективнее, когда происходит поиск информации. Находясь же дома, люди буквально погружены в массмедиа. Скажем, в выходные они смотрят ТВ или сидят в Интернете по 12 часов в день.
Если несколько десятилетий назад наука считала, что основное формирование мозга происходит в детстве и юности, то сейчас человеческий мозг вынужден постоянно меняться, приобретая все новые навыки для работы с инновационными изобретениями. По словам руководителя лаборатории возрастной физиологии мозга Научного центра неврологии РАМН профессора Виталия Фокина, в мозгу устанавливаются новые связи между клетками. «Меняются биохимические процессы в клетках. Некоторая часть нейронов может по-другому ветвиться. Это положительные процессы. Человек получает способность быстрее перерабатывать большее количество информации», - говорит г-н Фокин.
В то же время ученые отмечают, что подобный прогресс не обходится и без побочных эффектов. «У современного человека гораздо больше раздражителей и информации, и жители мегаполисов начинают активно отгораживаться от нее. Они стараются не вникать в ту информацию, которая их лично не касается, - заявляет профессор факультета психологии МГУ Ольга Мельникова. - Информацию ради информации мы уже не ищем. Нам нужны лишь сведения, которые помогают добиться успеха, повысить статус, избежать личной опасности. Это характерно для последнего времени».
При этом, как отмечают американские ученые, выходя в онлайн, пользователи зачастую неспособны контролировать время, проведенное в Интернете, и нередко даже не могут припомнить названия всех сайтов, на которые они заходили. Исследователи обеспокоены тем, что постоянное информационное перевозбуждение приводит к расстройствам внимания. Кроме того, технологические достижения меняют жизненные приоритеты. Проще говоря, проверка электронной почты, переписка посредством коротких сообщений становится задачей, без которой люди не мыслят своего дня. В особенности это опасно для ребенка, ведь в его мозгу еще только формируются приоритетные задачи.
«Это издержки высоких технологий, - подтверждает профессор Виталий Фокин. - Наблюдается невысокая концентрация внимания, связанная с информационным перевозбуждением. При правильном подходе и соблюдении элементарных норм работы с информацией этого не должно быть. Все зависит от того, как человек умеет обрабатывать информацию. Если он способен упорядочить ее и обучен этому, все будет хорошо».
АРТЕМ МИХАЙЛОВ
08.06.2010
www.rbcdaily.ru