Вчера (15 ноября) сходила на "
криминальную сказку" Константина Райкина по пьесе А. Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын".
ВСЮДУ ДЕНЬГИ
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа.
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда!
Деньги есть - и ты, как барин,
Одеваешься во фрак,
Благороден и шикарен,
А без денег ты - червяк!
Денег нет - и ты, как нищий,
День не знаешь как убить.
Всю дорогу ищешь-рыщешь,
Что бы, братцы, утащить.
А утащить не так-то просто,
Если хорошо лежит:
Ведь не спит, наверно, пёс-то,
Дом который сторожит.
Ну, а скоро вновь проснёшься
Ты на нарах, как всегда,
И, кряхтя, перевернёшься,
Скажешь: «Здрасьте, господа!»
«Господа» зашевелятся,
Будто этого и ждут,
На решётку помолятся,
На оправку побредут.
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа.
А без денег жизнь плохая -
Не годится никуда!
Деньги, деньги, деньги - самое важное в жизни современного общества.
Бедность, и как следствие - люди начинают воровать или побираться. Богатство шагает вместе с завистью, жадностью, бестолковостью, похотью. И всё это среди нас - в завершающей сцене воришки спускаются в зрительный зал.
В последнее время я наблюдаю популярный приём, которым некоторый режиссеры пользуются и весьма успешно: ставят классику в современной обработке. Константин Райкин переносит героев пьесы в хорошо знакомое нам место - в Москву; распределяет профессии, исходя из хороша нам знакомых - купец Епишкин имеет свой ларек и торгует овощами, мещанка Домна Мигачева, одетая в оранжевый жилет, работает на железной дороге, квартальный Лютов, будучи милиционером, наживается на ловит местных воришек. Также есть в Деньгах приспособление в форме подъёмного крана, которое выполняет функции высшей справедливости при помощи «щупальцев», подхватывающих все, что плохо лежит.
Действие происходит на окраине современной Москвы рядом с железнодорожным переездом. По соседству живет несколько семей: купец со своей женой и дочерью, одетыми по последнему писку моды, мещанка со своим сыном Елесей..Дочь купца - красивая и стройная девушка, но глупая и интеллектуально неразвитая, а сын мещанки - корыстный тунеядец. Жизнь третьей семьи можно назвать лишь существованием - семья Михея Крутицкого живет в железнодорожном контейнере. Анна Тихоновна и племянница Настя наполнены добротой и состраданием. Живующие впроголодь, безуспешно пытающиеся побороть бедность, они стыдятся своего положения, но стойко переносят тяготы судьбы. Михей Михеевич - разорившийся чиновник, дававший деньги под проценты, правда редко их получавший обратно, как считали многие, умудрился скопить огромное состояние. При этом никто никогда не знал о таком богатстве, потому что главный герой даже себе не разрешал пользоваться этими деньгами. Он воззвёл их в культ: свои заветные тысячи упаковал в сверток и зашил в шинель, а остальное припрятал за железной дверью своего "кабинета". Примечательна одна сцена, когда чиновник Крутицкий танцует с шинелью, ласкает её так нежно словно свою любимую. Он готов ночевать в мусорном контейнере и не спать ночами, лишь бы следить за теми, кто захочет похитить накопленное. Но однажды он теряет сверток...рыщет повсюду, но так и не находит не только своих денег, но и смысла жить дальше. Нет он не умирает, он бесследно исчезает.