Анекдоты от украинизации - из дневника Ефремова 1923 - 1929 год

Apr 10, 2016 20:58

Сергей Ефремов был Генеральным секретарем по делам национальностей УНР, в 1919 году амнистирован советской властью и работал вице-президентом (1922-28) и председателем Управы (1924-28) Украинской Академии Наук в разгар украинизации.


Из украинизационных курьезов. Приходит евреечка в гастрономическую лавку: «Прошу дайте мне полфунта телячей копченой мовы». Вторая пишет завхозу: «Шкаф, что дали мне, испорчен. Пришлите слесаря, пусть сделает мне источник (ключ)».

Но лучший анекдот рассказывают, смакуя, коммунисты. Действующие лица - Петровский и Рыков.
Рыков: «Ты хочешь, чтобьі я тебе на украинизацию деньги давал.
 Да ведь и языка-то такого не существует». - Петровский: «Нет,
 существует». - Рыков: «Какое там существует! Ну, например, как
 будет по-украински голова?» - П.: «Голова». - Р.: «Губы?» - П.:
 «Губи». - Р.: «Зубы?» - П.(понуро): «Зуби». - Р.: «Рот?» - П.:
 «Рот». - Р.: «Рука?» - П.: «Рука». - Р.: «Нога?» - П.: «Нога». - Р.:
 «Жопа?» - П.(торжествуя): «Срака!!!» - Р.: «И ты хочешь, чтобьі
 я на эту самую сраку тебе полтора миллиона отпустил?!..»
Очень радуются коммунисты остроумию своих вождей.

Из украинизационных событий. Случайно в магазине слышал, как внучка поздравляла своего деда с днем рождения: подарила ему школьный портфель, украинскую грамматику, несколько тетрадей и карандаш. Дед и внучка сошлись на одном - обоим сильно не хочется и обоим трудно учиться украинскому языку. Остроумный подарок встречен громким хохотом всех присутствующих.

Разговаривают два "украинизованных":
- Ну, и трудное это наречие малороссийское!
- Это не
 наречие и не междометие, а предлог, чтобы нас выбросить из службы

Кстати о декабре: этому месяцу повезло попасть в украинизационные анекдоты. На экзамене по украинизации спрашивают еврея - как по-украински месяцы. «Січень, лютий», - живо начинает он, доходит до последнего месяца и останавливается, - забыл. Какая-то его подруга, чтобы помочь, показывает себе на грудь - «грудень», мол. «Сисель!» - радостно догадался экзаменуемый.

Один выдающийся коммунист сказал об украинизации: «Хотя это и постановление партии, но все же это петлюровщина». По крайней мере по искренности сказано!

Из украинизационных анекдотов. Приехал какой-то агитатор на завод и говорил что-то там о политических делах, наконец закончил: «А теперь еще скажу про внутрипартийную оппозицию». «Прохаємо, прохаємо!» - пошло кругом. «Ну и при чем здесь Хаим? - Ответил оратор. - Не про Хаима, а про Лейбу Троцкого будет речь».
С этого один из украинизаторов рассказал реальный факт. Преподает он украинский язык в одной из киевских больниц. Проверяя знания учеников, он проводил сначала с каждым беседу, выяснял, что именно тот делает, с кем имеет дело, чтобы доказать необходимость знания украинского языка. Вот приходит на экзамен какой-то из работников, знает плохо. И начал учитель его совестить: «Как вам не стыдно! Ведь у вас бывают и люди, которые не знают другого языка, кроме украинского, как же вы с ними будете разговаривать? » - «Да они ничего не говорят». - «Как это не говорят?» - не утихает учитель. - «Вы где работаете?» - «Да я в мертвецкой...им что ни говори, все равно не услышат».

Из современных анекдотов, а может из реальности, потому что одного от второго у нас не отличишь. Говорят, что когда на село приезжает кто-то из чиновников и начинает говорить по-украински, то дядькИ чешут затылок и говорят - «Ну, значит, надо снова что-то платить». Потому что о налогах, повинностях и т.п. им раз за разом говорят по-украински. Когда же говорят по-русски, можно быть спокойным: речь пойдет про Интернационал, «Мировую буржуазию» и другие «нейтральные» дела, за которые платить не приходится. Вот вам и «украинизация»!

Меженко рассказывал о новых мерах в кругу украинизации. Ожидают декрет о перерисовке вывесок. Сколько издевательства было над Коновальцем, а теперь и сами тем же кончили. Второе - украинизация оперетки в Харькове. Удивительно, чем интересуются эти пролетарии!

Украинизация ... Вот еще, кроме «чистки» настоящая злоба дня. Просто стон и шум стоит по учреждениям. Был издан приказ, чтобы все служащие умели говорить по-украински, но так как никто из русских и «тоже-малоросов» этого всерьез не воспринял, то грамматики и словари мирно себе покоились под спудом. Вдруг начали экзамены проводить и, кто не сдаст - выгонять. Вот здесь вот и началось. Достается, конечно, украинцам, хотя в том, что делается они ей-Богу не виноваты. Характерно, что серьезнее всего к украинизации отнеслись служащие-евреи и действительно за эти полгода научились, тогда как русские жаловались и жалуются, но пальцем пошевелить не хотят, чтобы как-то уже разобраться.

За украинизацию не на шутку берутся. Именно теперь происходит в учреждениях проверка, и кто не знает украинского языка, тех выгоняют со службы. Но слово «знать» здесь не совсем к делу, потому что проверка имеет особый характер. Голоскевич был на проверке в Укрмете, учреждении давно украинском, и говорит, что это не проверка была, а какое-то издевательство. Украинизатор задавал такие казуистические вопросы, которые, видимо, на этот случай насочинял, и все, кто всегда говорит по-украински, все же на те вопросы ответить не могли. Да и сам тот господин едва ли понимал, что спрашивал.

Ходили к Луначарскому жаловаться на украинизацию русские учителя. Он заявление принял и сказал, что ответ даст публично. И действительно, на собрании учительского союза выступил с речью, а в ней отметил, что украинизация должна быть, что это основа развития украинской культуры, что все, кто на Украине живет, должны знать язык украинского народа. «Кто же не хочет учиться - пусть едет из Украины: мы найдем всем таким место и работу в Великороссии».Такой ответ учителей-русопятов мало порадовал

Показывали мне письмо от Горького к Слисаренко, который просил разрешения издать в украинском переводе повесть «Мать». Горький не видит теперь в этом необходимости. Более того - он возмущается тем, что люди хотят «утверждать различье наречий» в то время, как человечество пытается создать мировой язык. Когда-то, пишет, и я протестовал против притеснений над украинский словом, но теперь, когда на Украине производится принудительная украинизация и подавляют русскую культуру - я жалею о том, что делал тогда

Переказали мне эпизод на каком-то съезде в Харькове. Рабочие из Донбасса будто сетовали на сепаратизм Украины, на украинизацию и т.п. Отвечал им Шумский: «Мы должны это делать. Нас прижали в угол и возврата нам нет, украинизация должна производиться. Но одно вам должен сказать: Мы ошиблись относительно украинской интеллигенции. 99% ее идет за Грушевским, Ефремовым и Никовским, а не за нами. Теперь против этого мы ничего не сделаем, но если бы началась какая-то заваруха, то вы уже сами знаете, что делать».

Наверху считают нынешний украинизационный курс слишком резким и потому Шумского заберут с Комиссариата образования, а взамен будет Приходько, имеющий репутацию более умеренного человека. Делают и сами не знают что.

Пророчат перемены и на Украине. Чубаря якобы забрать хотят, а на его место сажают - одни говорят: Пятакова, вторые: Цюрупу. Программа перемен: умеренная украинизация. Нынешняя, значит, неумеренная. Конечно, хотя партийные коммунисты и не говорят громко против украинизации, но тихо аж скрежещут зубами. Возможно, что следствием этого скрежета и должны быть указанные перемены.

Говорят мне, что Грушевский пускает слух, что среди 6 голосов, которые выразили Крымскому недоверие, был мой голос. Это так же похоже на правду, как то, что из двух голосов против меня один был голос Крымского ... А скорее всего и в том, и в другом случае был голос Грушевского. А на что ему перед харьковчанами хочется свести меня и Крымского, как врагов? Разве с хорошо известного ему польского принципа - «puscic Rusina na Rusina?.. »

украинизация

Previous post Next post
Up