На линии тот самый Пантелеймон Кулиш из Воронежа:
"...Имени Русь никто у нас не отнимал, даже поляки: они перевертней наших титуловали с начала и до конца Русью. Москаль, так тот величался обладателем всея Руси еще когда нас ляхи водили за нос и нагибали под свою власть за чуб. Что лях от нашего оставшегося от предков урвал во время Хмельничины и Руины, то он до сих пор и зовет Русью, хоть она уже давно обросла польским мясом, та русская кость, которая величалась Кисель и проч.
Мы, одни мы, покинули, или позабросили свое от предков доставшееся имя.
Сбежав от хмельничан на Харьковщину, Воронежчину и т.д., величали мы себя татарским именем "казаки", а свой край и в новых слободах, и в старых местах звали
польским словом Ukraina (по-русски Украйна) и плакались над этим словом будто в присказке Бог над раком.
Теперь мы видим, что с давних времен были родными с Русью Московской и верою, и мовою, потому и насчитывается нас в московских державах до 40 миллионов.
Разлучил нас с ними Лях, миловавшийся с казаками до тех пор, пока они его не спалили и не зарезали, а недопаленную и недорезанную Ляхву поймала за чуб правой рукой Москва, держа так же левой за чуб казака.
Даже хохлом зовет нас Москаль потому, что мы взяли себе образ и подобие своего наставника Ляха. За то, что Лях не умел жить с казаком, назвала его Москва безмозглым. И вправду, это были двое сумасшедших, которые "землю, текущую молоком и медом", сделали голодной и безлюдной.
Взгляните теперь на Царство Польское: оно золотом сияет; взгляните на Малороссию: она как мак в огороде процветает. Обе же земли эти породили безмозглых "народных пророков", которые и за это крутят Москалю дули в кармане."