Физика по скайпу

Aug 30, 2012 14:39

Вот уже и Первое сентября на носу, а я все про прошлый учебный год не напишу. Правда, закончили его мы аж в середине июля. Да, вот такие мы старательные - даже летом занимемся физикой.
Надо подвести итог, чтобы не забыть как это было.



Почти целый учебный год занималась с двумя учениками. Совсем-совсем разными. Но занятия строились одинаково: я им отправляла задание, они решали что могли, высылали мне отсканированные решения, я проверяла (самый нелюбимый мой этап!), потом мы разбирали что неправильно. Иногда я рассказывала теорию в тему или метод какой-нибудь. Мальчику реже, девочке чаще.

С сентября до начала мая с 8-миклассником занимались. Цель была заявленная - решать олимпиадные задачи. Ну мы и решали. От относительно несложных до уровня городской и всероссийской олимпиады. Занимались раз в неделю примерно, иногда вылетали занятия из-за его занятости, совсем изредка - из-за моей.
Диплом первой степени на городской олимпиаде получил он. Все довольны.

Задачи решали такие сложные, что иногда я с трудом их решала, а иногда и не решала. Бывало, что он решал, а я нет. Хороший мальчик. А целеустремленный какой! Я уже писала про него как-то: таких учить -только портить.

И мне все так же непонятно осталось, как же все-таки учить решать олимпиадные задачи. Это было мне непонятно еще когда я в школе работала. Особенно уровня уже городской олимпиады. Есть, конечно, часть задач, где есть некая методика, которой можно научить, а потом на нее уже накручивать разные задачи. Ярким примером являются задачи на бесконечные электрические цепи, соединения пружинок, сложную гидростатику (сама в этом году наловчилась их решать - в Питере их очень любят), тепловой баланс с неопределенным конечным состоянием. Но это половина где-то, а вторая половина - просто надо решать и все, основываясь, конечно, на знаниях каких-то, но обязательно будет что-то такое существенное, о чем надо сообразить. А как учить соображать - не знаю.  Так что вся моя помощь заключалась в том, что я рассказывала, как я решала задачу, если ребенок ее не решил.

Задачи первого типа из наших заданий:









Задачи второго типа, например, такие:









Задачи второго типа необязательно сложнее, чем задачи первого типа. Но как учить их решать - не знаю. Задавать побольше в надежде, что мозги разовьются и будут, где надо, щелкать - вот и все, что я умею.

С девочкой из 10-го класса все было по-другому.
Там цели были гораздо скромнее. Точнее, лично моя цель выражалась паническим высказыванием "С этим надо что-то делать!". Особенно в начале занятий. Я с трудом понимала, как можно было дожить в физмат лицее к началу 10-го класса с такими скромными знаниями и, что более печально, с навыками. Навыков было вообще полное отсутствие. Составить простейшую систему уравнений и решить ее - это было неподъемной задачей.

В общем, мы начали работать с простых-простых задач. Занимались 2 раза в неделю. Я задавала к каждому разу по 10 задач, а потом мы разбирали все, что не получилось. Попутно выявлялись дыры в знаниях, и я порой целые темы с начала до конца рассказывала. Иногда приходилось разбирать все 10 задач. Чаще 8-9. Реже 5-6, но это уже весной.
Мне иногда хотелось плакать от их учительницы. Как можно так разбазаривать время? 8 уроков в неделю! 8! А результат, как от 1 - т.е. буквально "да, такие слова я слышала". Все. Ну, максимум, формулу знает где посмотреть с такими словами (не факт, что она всегда в тему оказывалась).
Нет, я понимаю, что дети все разные и далеко не все мои ученики были готовы поступить на физфак МГУ после 4-ех лет плотного общения со мной. Но все же такого низкого уровня я не видела. Причем, девочка не была на грани вылета, пробираясь между двойками. Нет. Училась себе на троечки. Т.е. там были одноклассники, у которых все еще грустнее было с физикой. В общем, по моему мнению, таких учителей подальше от школы надо держать, а что они делают в физмат лицее, мне остается абсолютно непонятным.

Но вернемся к девочке. Потихонечку-потихонечку мы решали задачи, уделяя очень большое внимания математике. Почему-то часто бывает такое, что дети не верят, что в физике можно использовать все те же приемы, что и в математике. У очень многих стоит какая-то стена между предметами - на математике вот это, на физике должно быть что-то другое. Но обычно разрушением этой стены мы занимаемсяв 8-ом классе. Зато в 10-11 классе дети восторженно возмущаются: "А! Как же тут так можно сокращать и пренебрегать! Видела бы это учительница алгебры", слыша ответ: "дети - это физика, тут все можно" :) Но до того, чтобы шутить с детьми, надо их выучит очень многому. Зато какой же это потом кайф. Но я отвлеклась.
Так вот, с девочкой мы решали простые задачки, потом посложнее. И, честно признаюсь, с ней мне, начиная с какого-то момента, занятия с ней стали нравится гораздо больше, чем с мальчиком. Конечно, тут я совсем не напрягалась, решая задачи (половину их них я и не решала заранее, сразу устно решала на уроке), зато придумывала, как бы получше объяснить, какую бы задачу дать в следущий раз, чтобы закрепить то, что прошли сегодня. В общем, делала то, что я умею очень хорошо и люблю.
Больше всего мне, конечно, нравятся моменты, когда на вопрос "А почему ты тут используешь закон сохранения энергии?" слышишь: "Ну тут только одна неконсервативная сила, а ее работа равна нулю, потому что она в каждой точке перпедикулярна перемещению". Причем тон ответа всегда такой: "Ну что за элементарную фигню вы тут спрашиваете?". А я сижу и радуюсь, вспоминая, сколько раз мне пришлось сказать эту фразу, а потом сколько раз слышать запинающиеся и неправильные ответы ребенка, чтобы услышать наконец-то верное и, что важно, уверенное объяснение.

Конечно, не по всем разделам мы достигли уверенных знаний, уж больно много тем в 10-м классе, не все успели отработать досконально, но в общем, стало все гораздо веселее с физикой у девочки.
В первом полугодии оценка была спорная между 3 и 4, но она как-то феерично сдала зачет за полугодие на 4, поэтому поставили 4. А во втором полугодии у нее было, кажется, только две текущие "тройки", или даже одна. Пару раз залетели "пятерки". За год там была уверенная четверка. Но на переводном экзамене получила только "трояк". Но там был такой вариант, что у меня волосы зашевилились, когда я его увидела. Впервые сделали в конце 10-го класса письменный экзамен. И что-то перестарались, даже на мой взгляд. Так что пока ждали результатов я думала: "только бы сдала". Ну сдала, и то хорошо. И 4 за десятый класс в итоге получила.
Летом занимались повторением, путем прорешивания вариантов олимпиад МИФИшных и прочих и ЕГЭ. Ничего, нормально повторили все.

В общем, я получила удовольствие от уроков, немножко уняла свою тоску по преподаванию, чего я и добивалась в первую очередь от этих занятий. Даже денег немного заработала. Правда, все уже потратила.

Хотя, вживую, признаю, в сто раз лучше :)

useful, skype, детки, лицей

Previous post Next post
Up