Громадными трудовыми успехами на ниве творчества отметились Чилийская Мультипликация. Сначала чарующий мультфильм “Дом Волка” Хоакина Косиньи и Кристобаля Леона. Потом “Кости” (“Los Huesos”) их же авторства, а вот теперь и “Бестия” Уго Коваррубьяса. Ох, не зря маститый теоретик кино Рудольф Арнхейм говорил, что якобы несовершенство кинотехники, которую режиссеры стремятся преодолеть изо всех сил, на самом деле, служит оружием для настоящего художника. Например, для Гая Мэддина. Что же касается анимации, то я скажу, что все эти нарисованные на компьютере мультики гроша ломанного не стоят в сравнении с кукольными или рисованными “анимациями”, недалеко ушедшими от техники Владислава Старевича. Многолетняя мучительная работа чилийских режиссеров привела их к сокрушительной победе. Кровь стынет в жилах.
А тут еще и Южная Америка. Я еще тысячу раз об этом писал, а сейчас стал и вполне уверен, что в глубинах Южной Американского Континента где-то в районе Парагвайского Чако расположена Черная Дыра, Пространственно-Временная Бездна, где бесследно исчезают люди, нации и персонажи фильмов.
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ - вот лейтмотив южноамериканской литературы и кинематографа.
Тема исчезновения и пропажи пролегла зеленой нитью сквозь творчество таких корифеев южноамериканского кино и литературы как Лисандро Алонсо, Лаура Читарелла, Лукреция Мартель, Андруша Вадингтон, Уолтер Саллас, Бруно Баррето, Габриель Гарсия Маркес и Антонио Аррайс. Все это еще и замешано на безбожном колдовстве. В этом кино все время куда-то бредут бесконечные сироты, пропадают забытые отцы, появляются ниоткуда беспамятные матери. Никто ничего не помнит, но все знают, что им делать.
Свербит незаживающая рана. А ведь и действительно в Южной Америке много сирот, бродяг и потеряшек. Жители Южной Америки - наследники иных стран. Перемещенные мавры, эмигрантские португальцы, испанцы, русские староверы, внуки таинственных нацистов, забытые иезуиты, потерявшие свои царства инки, гуарани и араваки. Отсюда эти навязчивые поиски “Истинного Дома”, которые повторяются в культуре Южной Америки из фильма в фильм, из романа в роман. Пампасы и сельва сами по себе загадочны. Территория, где в XVII-XVIII веках на миллионы квадратных миль приходилось тысяч 200 белых европейцев провоцирует исчезновения.
Click to view
“Дом волка” рассказывает о таинственной Колония “Дигнидад”, которая затерялась когда-то в далеком районе Мауле в центральной части Чили. В период расцвета в Колонии проживало около 300 немцев и чилийцев, а ее площадь составляла 300 квадратных километров. В фильме рассказ ведется от лица маленькой девочки, которая чудом сумела убежать из темницы в мрачный лес. “Дигнидад” была создана в послевоенной Чили эмигрантами из Германии. Много-много лет никто не знал, что там происходит. Огороженная земля и до свиданья. Начальник и члены общины были истинно верующими людьми, следовали учению Уильяма Бранхама и молились до кровавого пота. Король колонии Поль Шефер прибыл туда в 1961 году из Германии, где был обвинен в растлении малолетних. “Дом волка” был показан в 2021 году в Венеции, где получил “Золотого льва” за лучший короткометражный фильм в программе “Горизонты”.
Режиссерами мультфильма “Los Huesos” (“Кости”) выступили тоже Кристобаль Леон и Хоакин Косинья. Продюсером же у них был Ари Астер, автор знаменитого фильма “Солнцестояние”. “Кости” - это найденный где-то на свалке, снятый якобы в 1901 году мультфильм. Хотя это неправда. Снят он был недавно. Сюжет же таков. Девушка находит в одинокой избушке под землей чьи-то кости. Потом медленно начинает собирать из них скелеты. Одевает их. Двигает ими. Скелеты начинают обрастать плотью. Все это живо мне напомнило христологию Севира Антиохийского, который проповедовал, что, на самом деле, Иисус Христос был три дня мёртв, а тело его было подвержено гниению. А потом он восстал из тлена. И мы после смерти якобы тоже восстанем в грядущем.
Click to view
Чьи же это кости? На самом деле, это мертвые Диего Порталес и Хайме Гусман - основоположники Чилийского Государства, зверски убитые революционерами. Это - как Александр Второй и Столыпин для России. На самом деле Порталес и Гусман были душками, молодцами и героями. Но режиссеры фильма и девочка из мультфильмов так их ненавидят, что вынуждены их воскресить, чтобы…
А вот зачем, она это делает - узнаете, когда увидите картину. “Кости” вышли на экраны на 68-м Берлинском международном кинофестивале. Кроме того, этот мультфильм был показан и на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси, где он получил награду жюри и продуктовый набор.
“Бестия” Уго Коваррубиаса рассказывает историю о жизни одной очень странной тётеньки. Звали ее Ингрид Олдерок. Ингрид в 70-годах ХХ века работала на тайную полицию Чили в пыточной тюрьме. Там в период с 1974 по 1975 год пропало около 104 человек. У тетеньки очень странные взаимоотношения с свой собакой, действительностью и своей головой. Ингрид пыьала и насиловала узников с помощью свого паса, которого, кстати, звали Володя. Техника мультика - весьма изыскана. В фильме играют фарфоровые куклы, скрывающие за своей немигающей простотой Ужас Бытия. Как и в остальных чилийских мультиках, о которых здесь ведется рассказ, кошмары, действительность, мечты, воспоминания и предсказания перемешаны в одну кучу и представляют собой эдакую субъективную психологическую реальность. Непонятно, отрезали ли собаке голову или только об этом мечтают? Непонятно, это половой акт собаки и Агентки Гестапо или нежные ласки?
Click to view
Ингрид происходила родом из немецких нацистов. Папа был из Гамбурга, а мама из Мюнхена. Ее родители заставляли своих детей учиться пользоваться музыкальными инструментами, танцевать или писать. Все они должны были говорить исключительно по-немецки. А чилийцев почитать за быдло. В интервью Гусману из мультфильма “Кости” Ингрид заявила, что лучший период для Германии был тогда, когда у власти был Гитлер. Тогда якобы был Труд, Май и не было бессовестных воров. В октябре 1973 года Олдерок вступила в тайную полицию в звании капитана. Согласно источникам во время ее пребывания в DINA она была посвящена в секреты, связанные с проектом “Андреа”. 15 июля 1981 года Олдерок стала жертвой нападения. Она была застрелена в голову партизаном из Революционного Левого Движения (MIR). Как это ни странно, тетенька выжила и уволилась из тайной полиции. Умерла Ингрид 17 марта 2001 года в возрасте 57 лет из-за желудочного кровотечения. Все же ее преступления, пытки и убийства так и остались безнаказанными. При жизни она проявляла признаки безумия, вызванные пулей, которая застряла у нее в голове. “Бестия” выиграла премию “Лучший анимационный короткометражный фильм” на 49-й церемонии вручения премии “Энни”.
Хотя все и Хоакина Косинья, и Кристобаль Леона и особенно Уго Коваррубьяс - пламенные большевики, все-равно их мультфильмы стоят на головокружительной высоте и я прощаю им их коммунизм за крупные творческие успехи.