Шотландский художник Питер Дойг нарисовал самую дорогу ПРИЖИЗНЕННУЮ картину в истории. Есть картины и подороже, например, “Спаситель Мира” Леонардо да Винчи, но Леонардо уже умер, так и не получив свои законные $500 миллионов, честно заработанные трудовыми мозолями. А Питер получил 11 миллионов 200 тысяч долларов США. За это ему честь, слава и держава, Во Веки Веков, Аминь.
Питер родился в рабоче-крестьянской семье в городе Эдинбург в далеком 1959 году, но бросил все и переехал жить на Карибские Острова, в Тринидад и Тобаго, где и пребывает поныне. Питер хорош тем, что возродил интерес к традиционной живописи красками и кисточками, когда казалось, что каноническая живопись - умерла, а торжествуют только инсталляции из простатита, прибитого к Красной Площади, или “Семечки”.
Живопись Дойга весьма живописна, простите за тавтологию, ибо так оно и есть. Когда смотришь на его рисунки, то испытываешь двойное чувство. С одной стороны неясная, смутная тревога. С другой стороны, девичья радость. Творчество его изобилует ссылками к другим произведениям искусства, в том числе поэзии, и кинематографу. Опытный глаз искусствоведа может найти десятки цитат и ссылок, но мне это не под силу.
У Дойга есть фишечка - он может пробудить даже в самом тупом зрителе давно забытые странные воспоминания. Воспоминания о якобы мелких, но на самом деле грандиозных впечатлениях и чувствах, которые спрятаны между большими, эпохальными событиями жизни. Например, между первым и вторым экзаменом при поступлении в Университет. Идешь ты в Университет, и внезапно вид на той стороне речки кратковременно попадается тебе на глаза. И оказывает сногсшибательное действие. Но ты об этом мгновенно забываешь. Потеешь на экзамене, пыжишься с ручкой, радуешься пятерке, бежишь в магазин, но проходят годы, и ты понимаешь, что эти пятерки, жаренная курица и Университетский Диплом - все это ерунда в сравнении с тем видом другого берега. "Вот - что главное в жизни!" - Как бы говорит Дойг своими картинами.
“Oh, Yes, истину глаголешь! - Отвечаешь ты.
И я вполне могу понять человека, который отдал 11 миллионов баксов на “Белое Каноэ”, которое, кстати, отсылает к Джармушу, к фильму “Мертвец”.