Вроде как Пыня обещал 1 марта забороть Интернет и вот я решил сегодня выложить 1 часть ролика про советское кино. Ролик получился поэтому несколько сумбурным и хаотичным. Когда же я выложу его вместе со второй частью, то он станет ясным и стройным. А так перед тем, как захлопнется Железный Занавес у меня по ту сторону добра и зла останется ролик для эмигрантов в любом случае.
и новые левые обычно увязывают крушение Советской Власти и коммунистических идеалов с Перестройкой и с тем ураганом обличительной риторики, который пронесся над политическими, экономическими страны и повлиял на быт, культуру, искусство страны. Однако, с другой стороны, уже стала общим местом мысль и о том, что деградация советских идеологем началась гораздо, гораздо дальше, шла шире и глубже, чем это кажется сейчас неискушенному обывателю.
Click to view
К волне разоблачений был причастен и кинематограф. В это время на экраны кинотеатров выходят хорошо всем знакомые фильмы, которые бронебойным тараном врезаются в корабль советской идеологии и отправляют ее, в конце концов, на дно. Краеугольная мысль, заложенная в основание этих картин, содержится в названии документальной ленты Станислава Говорухина “Так жить нельзя”.
Содержание подобных фильмов в самом широком смысле изложил персонаж трагикомедии “Шапка”, снятой по мотивам пьесы “Кот домашний средней пушистости” Владимира Войновича и Григория Горина: “Жена стоит, муха бьется, прораб потеет. Материалов не хватает, рабочие перепились, начальство кроет матом. Он понимает, что жизнь не удалась, жена скандалит, сын колется, дочь проститутка”.
Первой ласточкой становится психологическая драма Тенгиза Абуладзе “Покаяние” (1984). Съемки проходили с трудом. Изымались копии фильма. Фильм вышел на экраны только в 1987 году и сразу был воспринят как переворот в политическом сознании. Брошено обвинение: Советский Союз стоит на костях невинных жертв. На нем лежит Каиново проклятие и ничего хорошего его не ждет. Каяться, молиться Богу и незамедлительно отмежеваться от своего кровавого прошлого - вот удел каждого честного человека.
Где-то начиная с 1987 года, бурный поток разоблачений накрывает ошалелого зрителя. Перестроечный мейнстрим ставит под вопрос все стороны, все проявления действительности. “Ничто не свято, все погрязло во лжи и пороке” - кричат кинематографиcты.
В первую очередь, выясняется, что в недрах советского строя затаилось новое поколение. Молодежь, состоявшая из циников, мечтателей и гитаристов ни в грош не ставит идеалы прошлого и грезит отнюдь не о коммунизме. Школьники и студентки общаются через “коммуникационную трубу”. Они желают целоваться с молодыми училками, тиранить старых педагогов, драться и слоняться. Мечтают о спортивного авто и даче в придачу. На эту тему снимается множество фильмов: “Ребро Адама” Михаила Криштововича, “Курьер” Карена Шахназарова, “Дорогая Елена Сергеевна” Эльдара Рязанова, “Легко ли быть молодым?” Юриса Подниекса, “Авария - дочь мента” Михаила Туманишвили, “Куколка” Исаака Фридберга, “Интердевочка” Петра Тодоровского, “Меня зовут Арлекино” Валерия Рыбарева, “Плюмбум, или Опасная Игра” Вадима Абдрашитова, “Шут” Андрея Эшпая, “Игла” Рашида Нугманова.
В армии процветает дедовщина и неуставные взаимоотношения: “Делай раз” Андрея Малюкова и “Сто дней до приказа” Хусейна Эркенова. Преступный мир порождает авторитетов, доходяг и филателистов: “Беспредел” Игоря Гостева, “Воры в законе” Юрия Кары, “Лебединое озеро. Зона” Юрия Ильенко. В театре - террариум единомышленников: “Сукины дети” Леонида Филатова. Во властных коридорах - адюльтер, фарисейство и микроинсульт: “Забытая мелодия для флейты” Эльдара Рязанова. В колхозе - показуха, а в городе протекает крыша: “День Нептуна” и “Фонтан” Юрия Мамина. В комсомоле - “ЧП районного масштаба” Сергея Снежкина, а в партии - “Любовь с привилегиями” Владимира Кучинского.
Выхода нет. Поскольку прошлое построено на крови, нечестии и воинствующем невежестве: “Завтра была война” Юрия Кары, “Защитник Седов” Евгения Цымбала, “Собачье сердце” Владимира Бортко, “Цареубийца” Карена Шахназарова, “Ночевала тучка золотая...” Суламбека Мамилова.