Мысли о Ливнах навели меня на мысли вообще обо всей Орловщине, о Курско-Орловской Земле, как я уже писал не раз эта Земля исторически была Окраиной сразу трех царств - Московии, Литвы и Дикого Поля, но потом Россия с течением времени отодвинула границы далеко на юг, аж до Ардебиля и до Лодзи. Орловщина стала хрестоматийно русской землей, классической Русью со всеми ее минусами и достоинствами. Трудно найти нечто более русское, чем Курск и Орел. Это вотчина помещичьего землевладения и крепостного крестьянства. Камень преткновения для многих. Именно здесь мы видим, что ширившиеся Белое Движение, находившее себе силу на Дону, Кубани, Новороссии, Украине столкнулось с глубинной Русью. Деникин был остановлен в Кромах и Орле. Немцы были остановлены около Ельца-Ливен в 1941 году. Здесь начинается твердыня Русского Мира.
Все иные области России, я уже не говорю о 14 отколовшихся в 1991 году государствах имеют свои краевые особенности и зачатки сепаратизма.
Бандитский Дальний Восток - с его праворульными машинами и Близостью к Китаю и Японии давно точит зуб на Москву.
Сибирь с ее богатствами и образом широкого сибиряка - это уже не совсем классическая Русь.
Урал и Поволжье - с финно-угорскими и тюркскими народцами, даже и с монголоидными башкирцами - такая своеобразная Россия, где даже антропологически видны различия между русским с Урала и русским из-под Курска. Там финно-угорство проступает, как и татарская кровь почти во всех русских.
Поморы наследники свободной республики Новгородской, как бы чужды Москве. Про сам Новгород и Псков и говорит нечего. Пишут лингвисты, что новгородский диалект в 13 веке был лехитской группы, то есть польско-чешский такой славянский диалект был в отличие от всех иных областей домонгольской Руси.
Питер с их культом ингерманладства и своей седой столичности - тоже чуть в сторонке.
Ярославль, Муром, Вологда, раньше была центром русскости, а теперь грешит мерянским сепаратизмом. Не удивлён, это же финская раньше земля была. Лесной, болотный мир.
Москва - сама по себе хоть и центр, но это вообще отдельна Вселенная. “Москва - не Россия”.
Click to view
Кубань и Дон - которые даже и не уровне пустых мечтаний, а реально желали не только автономии, но и даже своей государственности в 1919 году. О чем тут говорить.
Зона между Воронежем и Волгой, то, что в 1955 году было Балашовской областью - непонятна, что это вообще. Такая черная дыра, место без свойств, Дикое Поле.
А вот Орловско-Курская аномалия и есть эталонная Русь. Здесь самый высокий процент русского населения. Это самый пропутинский, самый ватный край, самый православный.
Однако, я говорил об внутренней окраинности Орловищины. Сама жизнь 1991 и 2014 годы бросили Орловщину из центра Русского Мира, на самый ее краешек. Если посмотреть на карту России, то видно, что более окраинного места и трудно сыскать. От Березовки до границ Украины, где скоро будет стоят НАТО и злые бандеровцы всего 110 километров!
Замазанный Переяславской Радой и Разделами Польши культурно-исторический разлом в 2014 году проявился во всей свои страшной и бездонной глубине. Край Московии снова стал Окраиной России и это неизбежно скажется на Орловщине с течением столетий.
Теперь о потаенной украинской Ливен. Я верю Вам, когда вы пишите о том, что здесь было украинство, да все сгинуло. Но ведь теперь Окраинство-Украинство Ливен само по себе вылезло наружу, не могло не вылезти, но уже с другой стороны. Ливны - это новая русская Окраины, Украина.
Когда я 2 года сюда приехал уже надолго, а не урывками как с 2014 года, то думал, что буду ездить по всей центрально-черноземной Руси и увижу множество городов и поселков. Сначала действительно было так. Почти сразу я увидел Орел, Курск, Железногорск, Поныри, Тросну, Фатеж, Кромы. Ну, как увидел, дело в том, что эта трасса Москва-Феодосия, Москва-Харьков изъезжена мной основательно с 1998 года, но я не заезжал внутрь таких городов как Курск, Орел и не ходил там в рестораны, парки, магазины, то есть мое знакомство до 2014 года было крайне поверхностно.
И вот 2 года я хотел поехать в Ливны и только сейчас отважился. Оказалось, что 160 километров плохой дороги, которые меня отделают от Ливен и 220 километров через Орел отличного шоссе - это МНОГО. Это делает почти невозможным путешествия в рамках одного дня. Потому, что нужно ехать туда 3 часа и 3 часа обратно. Походить 2 часа и ехать домой - бессмысленно. Поэтому Вы верно написали, что Ливны как бы находятся на отшибе Орловщины и как бы не принадлежат ей. Это действительно так не только в географическом, но и в каком-то психологическом смысле.
Поэтому я решил для себя, что отныне надо ехать с ночевкой в гостинице. Планы большие как на восток в сторону Воронежа, Саратова. Балашова, так и на запад в сторону Гомеля, Минска, естественно не ограничиваясь сугубо лишь областными центрами, но уделяя повешенное внимание городкам мелким, природными ландшафтам, лесам и всячески субъективно привлекательным объектам, начиная от заброшенных заводов, заканчивая постоялыми дворами.
Только вот расстояние от Орла до Ливен не 200 км, а всего 140