...
РикардоБофилл - испанский (каталонский) архитектор и теоретик искусства, один из лидеров постмодернистского зодчества. Родился в Барселоне 5 декабря 1939 в семье архитектора Э.Бофилла. Учился в местной Высшей технической школе (1955-1956) и Женевском университете. В 1978 открыл второе бюро в Париже. Главным соавтором ряда важнейших его работ был архитектор М.Нуньес-Яновски.
Мастерская Бофилла сформировалась в атмосфере «карнавально»-игрового бунта против истеблишмента, типичного для арт-авангарда тех лет. Проекты рождались в процессе коллективного взаимодействия людей разных творческих профессий - в том числе и писателей (Х.А.Гойтисоло, С.Клотас), - выделяясь своим социальным утопизмом. Выстроенные мастерской комплексы (к примеру, Баррио Гауди, «Предместье Гауди», в Реусе близ Барселоны, 1964-1972) получили название «Версаля для бедных», сочетая сравнительно низкую стоимость жилья с экспрессивной пластической композицией всего ансамбля и отдельных его элементов. Здания, прославившие Бофилла, выглядят как монументальные скульптурные объекты из бетона, внутренне комфортабельные, а по внешнему облику своему романтически-экстравагантные. Таковы жилой блок Ксанаду в Кальпе и гостиница «Эль Кастелло» в Ситхесе (обе работы 1966-1968), а также гостиница «Ла Мурале Роха» в Кальпе (1969-1975; все - на средиземноморском побережье Испании). Дух театрализации, архитектурной игры в равной мере присущ как отдельным постройкам (новый цементный завод в Барселоне, как бы загримированный под средневековый замок; 1970-1978), так и целым новым кварталам (барселонский «Уолден-7» с офисами «Taller de Arquitectura» и развлекательным центром, размещенным в развалинах старого цементного завода, 1970-1975). В ряде случаев современные квартирные блоки группируются в огромные структуры, «наряженные» в античные и барочные одеяния (комплексы: «Озерные аркады» в Сен-Кантен-ан-Ивелин, 1972-1975; «Абраксас» в Марн-ла-Валле, 1978-1983; «Барочные лестницы», 1979-1985; все - в Париже или окрестностях; «Антигона» в Монпелье, 1978-1989).
Со временем в «фирменном» стиле зодчего усиливается рациональное начало: выполняя наиболее крупные и престижные заказы, его бюро, как правило, отказывается от образно-композиционных гротесков и исторических стилизаций, следуя в русле международного хай-тека (новый аэропорт в Барселоне, 1988-1992; Дворец конгрессов в Мадриде, 1990-1992; комплекс барселонского морского вокзала, 1999-2001).
Бофилл опубликовал книги «На пути к городу в пространстве» (1968), « Архитектура человека» (1978) и «Пространства жизни» (1989), стремясь свести в них на нет - что характерно и для его искусства в целом - разграничения между «высокой» и «массовой» культурами, между однородной идеально-проективной, «чертежной» и конкретной жизненной средой с ее полуфантастическими, «сказочными» противоречиями.
В 1963 году сплотил вокруг себя группу архитекторов, инженеров, урбанистов, социологов, писателей, кинематографистов, философов и организовал Архитектурную мастерскую (Taller de Arquitectura), интернациональный коллектив с 40-летним опытом проектирования городов, архитектуры, ландшафта, интерьеров и т.п.. Огромное количество проектов, реализованных во всем мире, демонстрируют способность коллектива гармонично сотрудничать с различными местными культурами с учетом глобального мирового опыта.
Международный опыт Рикардо Бофилла позволяет ему создавать масштабные проекты генеральных планов, больших инфраструктур общественного транспорта, сооружений культуры, спорта, торговли, жилья и офисов, дизайна интерьеров и мебели. Среди многочисленных проектов для известных мировых компаний следует отметить знаковые здания Christian Dior, Cartier, Rochas, Decaux, Paribas, Axa, Shiseido, Bank one и Donnelley building, первый небоскреб Рикардо Бофилла в Чикаго как штаб-квартира компании JP Morgan в 2004 году. В профессиональной карьере Бофилла особо выделяются исследования по планированию таких городов как Люксембург (площадь Европы), Варшавa (порт Праски), Прагa (район Nova Karlin), Maдрид (продолжение проспекта Кастейанa) и других городов в Eвропе, США, Aзии, Японии, а также многочисленные проекты в Китае (новый город Nan Sha около Гуагжоу, база Bioengineer & Pharmaceutical industry, жилой район Upper East в Пекине).
Выдающиеся жилые комплексы во Франции, Испании, Голландии, Швеции и других странах внесли значительный вклад в развитие технологии и идеологии современного жилищного строительства во всем мире.
Заслуживают отдельного упоминания огромные проекты в новых парижских пригородах: Les Espaces d'Abraxas в Марне-ла-Байе, Les Arcades du Lac около Версаля, Le Belvedere St. Christophe в Сэржи-Понтуаз, Les Echelles du Baroques в районе Монтпарнасс и Monchyplein в Дэн Гаага в Голландии. Среди значительных проектов общественных зданий и инфраструктуры следует отметить Дворей конгрессов в Мадриде, Aэропорт Барселоны 1991 года и его новый терминал, проектирование которого началось в 2004 году. Среди других проектов, реализованных Архитектурной мастерской, следует отметить концертный зал «Aрсенал» в Метц, Франция, музыкальную школу «Шеферд» в американском университете Rice в Хьюстоне, Национальный театр Каталонии в Барселоне.
Некоторые реализованные проекты Рикардо Бофилла:
• Район «Aнтигона» во французском городе Монтпелье(1979-2000), состоящий из улиц и площадей, жилых и общественных зданий, является примером урбанистического проекта огромного масштаба, реализованного и завершенного Архитектурной мастерской в течении 20 лет. Проект «Антигона» был задуман в 1979 году, когда новая городская администрация Монпелье, столицы провинции Лангедок-Руссильон, приняла решение осуществить большую градостроительную операцию на территории недалеко от центра города, расширив Монпелье на восток и соединив его исторический центр с рекой Лез. Руководитель проекта «Антигона» и коллектив Архитектурной мастерской разработали Генеральный план, который определил уникальный стиль архитектуры этого района с площадями, улицами, зелеными зонами, жилыми домами, магазинами, школами, спортивными, культурными и административными сооружениями. Творческое новаторство, новые стратегии и инструменты дизайна городской среды и архитектурного проектирования стали полноправными компонентами классического градостроительного языка.
• Бартоломео (2008, Днепропетровск, Украина). Результатом творческого сотрудничества Архитектурной мастерской Рикардо Бофилла и украинского холдинга «Логос», управляемого Валерием Шамотий, стал проект «Бартоломео», расположенный на одной из самых сложных и ответственных территорий Днепропетровска. Проект был представлен лично Рикардо Бофиллом на заседании Архитектурно-градостроительного совета в Управлении архитектуры и планирования Днепропетровска 18 декабря 2008 года и вызвал большой интерес в архитектурной среде города. На заседании присутствовали все члены Градсовета, многочисленные архитекторы, журналисты, представители городской администрации, преподаватели и студенты. Дискуссия по поводу проекта была достаточно эмоциональной: проект представляет собой кульминационную точку в конце исторической оси центрального проспекта Карла Маркса. Главный архитектор города Юлия Сайенко, рецензент, бывший Главный архитектор города Вячеслав Внуков и многие члены Градсовета отметили удачные проектные решения. Каталонский архитектор работал над проектом «Бартоломео» в сотрудничестве с проектным бюро украинского архитектора Вадима Козлова. Это второй проект Архитектурной мастерской Рикардо Бофилла, прошедший утверждение Архитектурно-градостроительного совета в Украине (первый прошел в Киеве в декабре 2007 года) и один из очень немногих проектов иностранных архитекторов, официально утвержденных в Украине. Расположенный взавершении главной оси города, проспекта Карла Маркса, на намывных территориях реки Днепр, комплекс смешанной функциональности включает гостиницу, торгово-развлекательный центр, рестораны, бары, выставочные пространства, спортклуб и spa, яхт-клуб, набережную, спортивные площадки и зеленые зоны. Проект объединяет город с водой, подчеркивая созвучность исторического расположения Набережной Победы с ритмом горизонтальных и вертикальных объемов. Высота зданий не перекрывает панорамные виды со смотровой площадки памятника Вечной Славы, которая связана интермодальным переходом с Набережной Победы. В центре проекта расположен источник света в форме маяка, как эстетический и духовный компонент города.
Рикардо Бофилл о себе:
Это некоторые схематические размышления, как вступление в диалог о частной траектории мышления, моего и моей группы Архитектурной мастерской, начиная с 60-ых годов и до сегодняшних дней.
«Кочевник, я продолжаю быть кочевником. Путник без пристанища, вынужденный обозначать свой путь. Я родился в Барселоне, мой отец каталонец, мать из Венеции. Во мне исторически сошлись и смешались эти две культуры.
Я пересек Средиземноморье. На возвышенности Дракона я открыл поселения, сложенные из кубов, строящиеся по мере возрастания семьи, невероятно упорядоченные. Вокруг пустыня. Странные формы адаптируются к трансформирующимся под ветром дюнам; они мне кажутся основополагающими, но нижележащими элементами, если их попытаться нарисовать. В розовых песках Тенерэ на фоне синего среза неба, в бесконечных пространствах камней и скал я увидел начала абсолютной красоты.
Я тоже увидел там людей. Несколько кочевников, живущих в совершенно другой цивилизации, стали моими друзьями. Они лучше всех понимали пространство.
Быть архитектором означает уметь понимать пространство. Раскодифицировать спонтанное поведение и движение населения, организованное человеком, и подсознательно предвосхитить необходимость изменений. Нужно понять это, чтобы привнести свое.
Как заметил Андрэ Малро, мы живем в эпоху вымышленного музея, в котором благополучно сосуществуют барроко и классицизм, романтицизм и сюрреализм.
Культурное значение архитектуры по сравнению с другими видами искусства состоит в возможности путешествовать, читать, понимать различные цивилизации на уровне городов и зданий, на уровне размеров и языка фасадов. Архитектор может пройти культуру по горизонтали и вертикали, может пройти через эпохи и пространства, отдаленные во времени, может жить в вечности. Архитектор может прожить города и исторические здания как современные объекты и его разум будет свободным и открытым для создания будущей формы общества.
В конце ХХ века исчезают теории и религии. Следующий век уже не дает нам ни надежды, ни даже хаоса, а только огромное неведение, в котором живешь изо дня в день, пытаясь доминировать случайность, что бы в конце концов пасть жертвой бессилия в этом безграничном несправедливом действе.»
…