Несколько лет назад, когда я впервые попробовала работать удаленно, я не знала абсолютно ничего о фрилансе. Мне просто нужны были деньги - и я искала пути того, как их заработать.
Первые заработанные средства подействовали как наркотик: идешь и работаешь еще, еще, еще. Кажется, что ты просто с головы до ног загружен работой, и ключевое слово здесь - «кажется».
Сейчас, вспоминая то, как у меня проходили дни за работой и то, в какую сумму это выливалось, я уверена, что могла бы тратить свое время эффективнее и для своего опыта, и для бюджета. Поэтому хотелось бы поделиться своими мыслями об ошибках, которые чаще всего совершают начинающие фрилансеры. Почему именно начинающие? Потому что опытный фрилансер в 9 из 10 случаев уже наткнулся на эти грабли и, хочется верить, сделал правильные выводы.
1. Выяснение потребностей клиента - ваша задача, а не его обязанность
Чтобы сэкономить время на потенциальные разногласия по поводу выполненной работы, а также на потенциальные доработки, выясняйте в деталях, чего хочет клиент.
Задача исполнителя (т.е. ваша задача) - решить проблему клиента. Как это сделать? Путем наводящих вопросов и уточнений. Идеальный вариант - заполнять бриф на каждую услугу.
Составить бриф вы можете самостоятельно, взяв за образец аналогичные работы. На этапе составления важно задать клиенту вопросы, ответы на которые четко покажут, что именно нужно заказчику и какой результат он хочет получить.
2. Желание работать с любым клиентом
В какой-то мере это желание понятно и объяснимо - у новичка нет стабильного потока заказов, нет клиентской базы и каждый заказчик сродни долгожданному благодетелю.
В этот период важно уметь отделить тех клиентов, с которыми вы сможете работать, о тех, с которыми уже на первых этапах возникают трудности в общении. Затянутый диалог? Недопонимание? Хамство? Неадекватное поведение? Смело отказывайте - вероятнее всего, вы потеряете больше времени и нервов на выяснение отношений, чем заработаете на этом заказе.
3. Необъективная оценка вашей квалификации
Никогда не следует приписывать себе навыки и умения, которыми вы не обладаете. Уровень профессионализма станет ясен уже с первой выполненной работой, поэтому если в портфолио указано «опытный журналист», а на деле вы даже не имеете профильного образования и опыта работы в СМИ - ваша репутация упадет ниже плинтуса, даже не успев подняться.
Объективно оценивайте уровень своего профессионализма. Участвуйте в конкурсах, чтобы оценить свой реальный уровень и не бойтесь увидеть, что есть люди, которые опытнее и успешнее в вашей сфере - ориентируйтесь на них и оттачивайте свои навыки.
4. Отсутствие выстроенного алгоритма
Четкое понимание последовательности и сути процессов, которые вы выполняете для получения результата - ключ к эффективной работе. Как правило, у начинающих фрилансеров процессы не отработаны, что становится причиной проблем с качеством работы и организацией.
Для примера возьмем услугу по созданию логотипа. Процесс можно описать так:
· Заполнение брифа с заказчиком.
· Подготовка чернового варианта (вариантов) логотипа.
· Получение правок и доработка логотипа.
· Сдача проекта с получением оплаты.
Есть ли у вас подобные алгоритмы для вашей работы? Надеюсь, что да - это здорово экономит время и позволяет избежать повторения этапов (например, очередной правки из-за отсутствия брифа).
5. Неумение организовать рабочий день дома
Дети, муж, соседи, социальные сети, вкусняшки в холодильнике, немытые полы - это далеко не полный перечень того, что может отвлечь фрилансера от работы над проектом. Научитесь планировать рабочий день и контролировать свое время. Сделать это можно при помощи task-трекеров - специальных программ, позволяющих контролировать дедлайны для поставленных задач. Также существует ряд техник, которые помогут эффективно организовать свой день.