Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году угрожают быть омрачены вековой проблемой между Россией и Черкесским миром. России необходимо воспользоваться случаем, чтобы вмешаться и в свою пользу раз и навсегда решить проблему.
В 2014 году известный черноморский курорт Сочи примет Зимнюю Олимпиаду, символизируя тем самым как никогда высокий престиж России на международной арене. Проведение Олимпиады является, без сомнения, честью и выгодно для принимающей страны, но, кроме того, сопряжено еще и с рядом непредвиденных как внутренних, так и внешних вызовов. В частности, тот факт, что Олимпиада проводится в месте, которое в свое время было родиной черкесов, активизировал этот репрессированную и в большей своей части депортированную нацию в ее усилиях к достижению ее стратегических целей - добиваться признания геноцида, возвращения на родину и объединения территорий.
Историческая Черкесия сегодня разделена на несколько регионов Российской Федерации, но никто не забывает, что ее последней независимой столицей был Сочи. Нынешний курортный порт был местом откуда в свое время черкесы были депортированы в Османскую империю. А в главном центре Олимпиады-2014, на Красной Поляне (Кбаада по черкески), 21 мая 1864 года состоялся парад русских войск в честь окончания войны против черкесов. По иронии судьбы, год проведения Зимних Игр совпадет с 150-летием поражения черкесов.
Российская сторона признает все исторические факты. Это ужасные свидетельства о том, как российский генерал Засс возвел частокол из черкесских голов вокруг своей резиденции, как генерал Евдокимов приказал бросить в яму и заживо сжечь черкесских детей, оставшихся в уничтоженном селении, и как черкесы тысячами умирали от голода и жажды на берегу Черного Моря, согнанные туда русскими войсками.
Вопрос заключается в том, какой термин применять к этим фактам: называть ли эти события «геноцидом» или просто «войной». Российские политики до недавнего времени предпочитали замалчивать проблему, избегая как отрицания, так и признания черкесского геноцида. Самый яркий пример этой «политики замалчивания» произошел в январе 2006 года, когда некоторые черкесские неправительственные организации обратились в Госдуму РФ с требованием признания черкесского геноцида в 19 веке, в ответ на что депутаты Госдумы ответили, что черкесы не значатся среди народов, депортированных в сталинское время в 20 веке. Обычно все подчеркивают комическую сторону этого ответа, в то время как мало кто обращает внимание на то обстоятельство, что депутаты Госдумы предпочли выставить себя с самой смешной стороны, чем дать отрицательный ответ.
Эта «политика замалчивания» была нарушена в феврале этого года, когда представители черкесской диаспоры США выступили с протестом во время Зимней Олимпиады в Ванкувере, обратившись к международному сообществу: «Если вы позволите провести Олимпиаду-2014 в Сочи, то лыжники будут кататься по могилам наших падших предков». В ответ российское посольство в Вашингтоне заявило, что «геноцида в отношении черкесов не было», и что все подобные предположения «не имеют под собой основы».
В интересном ракурсе проблема предстала после российско-грузинского конфликта в августе 2008 года. После поражения и потери части своей территории, Грузия выработала так называемую «политику симметрии» по отношению к России: то есть политику поощрения антироссийских сепаратистских движений на Северном Кавказе. Был создан специальный грузинский парламентский комитет для налаживания отношений с республиками Северного Кавказа.
Весной нынешнего года черкесские активисты воспользовались этой политической платформой и обратились к грузинскому парламенту с просьбой об официальном признании геноцида черкесского народа. Если Грузия решится на этот шаг, то это поставит Россию в трудное положение: организаторы Олимпиады встали бы перед проблемой проведения игр на земле геноцида, официально признанного государством-членом ООН. Это станет таким же раздражителем для России, как признание армянского геноцида для Турции.
Справедливости ради, нужно отметить, что хотя сейчас черкесский вопрос раздражает Россию, ранее, в 1990-х годах, были сделан ряд позитивных шагов в направлении признания исторической истины. Так, термин «геноцид» использовался в законодательных актах Парламентов Кабардино-Балкарии (1992) и Адыгеи (1996). В 1994 году Борис Ельцин обратился к российским черкесам с соболезнованиями по поводу 130-летия выселения черкесов. Кремль может опереться на эти прецеденты, если решит переменить свою политику.
Однако на пути подобного изменения политического курса стоит ряд препятствий. С одной стороны, черкесский мир никогда не предпринимал попыток найти компромисс с Россией по проблеме признания геноцида. С другой стороны, Россию волнует вопрос о репарациях, который признание геноцида черкесского народа с неизбежностью поставит. Россию, ещё не оправившуюся от кризиса, совсем не вдохновляет пример Германии, десятилетиями расплачивающейся за последствия еврейского Холокоста. Для России стало бы катастрофой, если бы после признания черкесского геноцида подобные требования предъявили бы казаки, татары, поляки и другие народы. История формирования Российской империи и советского государства полна таких жестокостей, совершённых в отношении различных этнических групп (и в первую очередь, против русского народа), что современные руководители России не смогли бы всем возместить нанесённый ущерб, даже если бы захотели.
Как же можно сдвинуть дело с мёртвой точки? Несомненно, многое зависит от достижения консенсуса между Россией и черкесским миром. Есть некоторые базовые моменты которые помогли бы его достичь. Прежде всего, я бы сказал, что черкесской стороне нужно успокоить страхи Москвы, связанные с экономической стороной вопроса, отказавшись от требования денежной компенсации. Все договоренности должны быть оформлены в виде официального документа, в форме своего рода общественного договора. В нём должны быть изложены, помимо признания факта геноцида, две основные черкесские проблемы: репатриация и объединение территории. Необходимо издать закон и разработать государственную программу по репатриации черкесской диаспоры. Черкесские регионы (Адыгея, Кабарда и Черкесия) должны быть объединены в единую Черкесскую Республику в составе Российской Федерации.
Если благодаря доброй воле с обеих сторон удастся разрешить 150-летний черкесский вопрос, можно себе представить, какое стабилизирующее влияние окажет объединённая Черкесская Республика на ситуацию на юге России. При таком развитие событий сочинская Олимпиада перестала бы нагнетать негативное напряжение и превратилась бы в празднование новой России, демонстрирующей всему миру прекрасный пример гуманного разрешения вековых проблем.
Оригинал публикации на англ. яз.:
Skating on thin ice in Sochi.
Опубликовано в
Johnson’s Russia List.
Статья отмечена "The New York Times" как
The Idea of the Day.