«Русский ковчег»: между патриотизмом и либерализмом

Feb 22, 2016 19:51




Товарищ поделился новостью: более 20 отечественных фильмов рекомендованы Гарвардом к просмотру претендентам на кандидатскую степень в киноведении. Оказалось, что все картины, кроме одной, сняты в советское время. Исключение составляет фильм «Русский ковчег» Александра Сокурова, снятый в 2002 году.

А тут как раз в Челябинске начался фестиваль авторского кино «Полный Артхаус», на котором свои работы представляет также и Сокуров. Вот и решил я узнать, что же это за «ковчег» такой, и куда он плывёт.

Сначала кратко сюжет. Фильм представляет собой нечто наподобие сна, в котором путешествуют два основных персонажа: автор, от лица которого ведётся съёмка, и гость из прошлого - французкий маркиз XIX века. Перед нами предстают различные эпизоды из жизни Зимнего дворца (Эрмитажа): театральные постановки, балы, царские приёмы, блокадное время, современное состояние. При этом маркиз, блуждая по Эрмитажу, отрицает какую-либо роль России в европейской культуре, он заявляет, что наше начальство не хочет, чтобы у нас были собственные идеи, и, вообще, мы очень ленивы. Автор же стоит на позиции патриота-русофила и пытается оппонировать ему. По мере разворачивания действия маркиз признаёт, что был неправ, "ругая русских царей за красоту и пышность".

Теперь изложу свои впечатления от просмотра фильма.

1. В самом начале насторожило обилие зарубежных партнёров. Ведь, как правило, кто платит, тот и заказывает музыку.


2. В районе 31-й минуты во время прогулки по современному Эрмитажу в кадре появляются странные матросы, которые не очень адекватно (а если говорить честно, то просто хамски) себя ведут. Что хотел сказать автор, вводя таких персонажей, непонятно.


3. На 48-й минуте французский гость сокрушается о том, какой разгром был во время конвента (Великая фрацузская революция). Неясно, о каком разгроме и где идёт речь. Но не это главное. В ответ автор заявляет, что у нас была своя революция и свой конвент в течение 80 лет. Причём заявляется это в пренебрежительном тоне, что странно в связи с последними заявлениями Сокурова, о которых скажу ниже.

4. Советскому времени посвящён эпизод с человеком, мастерящим гробы в блокадном Ленинграде (50-я минута). Казалось бы, советской России можно было уделить побольше внимания, поскольку именно Революция дала широким массам возможность приобщиться к великому искусству, содержащемуся в том числе и в Эрмитаже. А Великую Отечественную войну, войну на уничтожение между СССР и нацистской Германией, войну за новый мировой порядок, автор просто называет войной между Россией и Германией в середине двадцатого века.


5. В районе 60-й минуты разворачивается эпизод приёма иранских послов по поводу массового убийства дипломатической миссии России в Иране во главе с Грибоедовым. Этот вопиющий исторический инцидент, когда царское правительство Николая I утёрлось формальными извинениями иранского шаха, автор фильма оставляет без комментариев.


Теперь по поводу последних высказываний Сокурова. На прошедшей недавно пресс-конференции ( видео можно посмотреть здесь) автор фильма сказал, что советская система, несмотря на то, что была тоталитарной, давала всем 1) одинаковые стартовые возможности (школьное образование) и 2) возможности усиленного дальнейшего развития для желающих и готовых работать (бесплатное высшее образование) [последнее называется вертикальные социальные лифты]. Автор подчёркивает, что в СССР нужен был образованный и культурный человек, в отличие от современной системы. Сокуров с горечью говорит, что ему стыдно и неловко за современное русское кино.

Вот в свете этих высказываний мне и непонятно, почему в «Русском ковчеге» совершенно не уделено внимания советскому периоду развития культуры, времени, когда наш «ковчег» как никогда в истории двигался своим особым путём, к мечте о новом гуманизме и новом человеке.

Так, может быть, всё дело в спонсорах?..

русский ковчег, артхаус, Сокуров

Previous post
Up