Сложно передать словами, что может чувствовать человек, который годами ходит по кругу, живя в условиях, которые нельзя назвать человеческими. Балашиха, наши дни. В однокомнатной квартире прописано 6 человек, один из них - глубокий инвалид Слава, который не ходит и не говорит.
Его мама, Оксана Рукосуева - по жизни многодетная мать. По статусу - нет. Двое ее детей, включая Славу, уже выросли, а две младшие дочки - школьницы. Но можно ли считать Славу, который не ходит и не говорит, человеком самостоятельным? Разумеется, нет. В семье работает сестра Славы и отец его младших сестер.
По нашему законодательству семья не считается многодетной, поэтому никакой дополнительной помощи от государства ей ждать не приходится. Кроме официальных доходов работающих членов семьи и пенсии по инвалидности Рукосуевым, оказывается, ничего не светит. А ведь еще недавно светила квартира, в очереди на которую они стояли с 2007 года. В марте этого года власти городского округа Балашиха сняли семью с очереди, потому что документы не прошли проверку в Минстройкомплексе МО.
Обо всем этом очень внятно написал
мой коллега из «Московского комсомольца» Владимир Чуприн. Кому лень читать, даю тезис:
«На 15 «квадратах» и уроки с детьми делаю, и старшего сына с ложечки кормлю, сам он есть не в состоянии. Тут же за ним убираю туалет. На улице с ним почти не гуляем. Коляска с сыном весит 60 кг, в доме лифта нет. Балкон - вот его место для прогулок»
Списавшись и созвонившись с Оксаной, я узнала полную хронологию ее мытарств. В частности, о поездках в различные инстанции, переписки с госорганами, многочисленных консультациях с разными специалистами.
19 сентября я опубликовала на своем фейсубке пост, где просила городские власти отнестись серьезно к проблемам этих людей. В этом же посте я процитировала слова Оксаны Рукосуевой, рассказавшей о консультации в Правительстве Московской области, которую ей помогла получить Оксана Пушкина, в прошлом подмосковный омбудсмен, в настоящем - депутат Государственной Думы.
"Благодарна Оксане Пушкиной за консультацию в Правительстве МО , в аппарате уполномоченного по правам детей, отделе по защите прав несовершеннолетних детей... Тугарева Татьяна Александровна замечательный специалист своего дела и Человек на своём месте, разберет любую ситуацию.
Сын Слава был снят с очереди незаконно, т.к. 1. Отсутствует учётная норма п.2 ч.1 ст. 51 и п.2 ч.2 стал.57, у сына тяжёлое хроническое заболевание, включённое в перечень заболеваний, проживание с которым в одной квартире невозможно (мы практически проживаем в одной комнате, которая служит нам и детской, и столовой, и простите за пикантную подробность, туалетом((...
После консультации я отправила главе Балашихи Евгению Жиркову письмо-заявление с просьбой восстановить нас в списке внеочередников для реализации внеочередного права на улучшении жилищных условий".
После публикации темой заинтересовались мои коллеги - журналист программы «Постскриптум» Ольга Демидова и журналист газеты «Подмосковье сегодня» Анна Южакова. К сожалению, им не удалось получить комментарии от руководства администрации городского округа.
А что, собственно, комментировать?
Вертикаль власти устроена так, что рекомендации вышестоящего органа власти, тем более Министерства, не обсуждаются. Властям города вменили не что-нибудь, а нарушение 57-й статьи Жилищного кодекса (мол, поставили Рукосуевых в 2007 году в очередь незаконно). Дать им квартиру, игнорируя рекомендации министра Пахомова, не решится ни один местный чиновник, потому что это - опять-таки нарушение закона, и по данному факту не избежать прокурорской проверки.
Поразительно также (и об этом активно высказывались многие гости моего фейсбука) в ситуации Рукосуевых нет ничего страшного.
«У нас много таких семей», - буднично писали пользователи Интернета, а одна из них даже злобно пошутила о планировании беременности, мол, надо было Рукосуевой к репродуктологу идти, когда она собиралась рожать Славу. Но наряду с этим пришли и адекватные люди, которые поддержали Оксану и верят в то, что наступит день и час, когда она и ее семья сможет переехать в новую квартиру.
Буквально вчера сотрудники социальной службы городского округа Балашиха навестили Оксану, чтобы увидеть условия, в которых живет семья. Все описали, составили акт. Какой это даст результат - пока неизвестно.
Я каждый день общаюсь с Оксаной Рукосуевой и прошу ее только об одном: верить в себя. Да, пока замкнутый круг, но, уверена, общественное мнение и статус многих людей, с кем она общалась по данному вопросу, может повлиять на то, чтобы в отношении ее семьи, ожидающей квартиру с 2007 года, было принято положительное решение.
Очень надеюсь, что мои коллеги-журналисты меня в этом поддержат.