Все мои интервью происходят в онлайне: я отправляю героям вопросы, они мне - ответы. Читая тексты, стараюсь не менять их структуру и стилистику, чтобы раскрыть характер собеседника. Читая ответы Надежды Ивановны Чупиной, погрузилась в светлую ностальгию о своем детстве. В памяти всплыли образы прекрасных педагогов, подобных ей, которые, как оказывается, дали мне очень много. Отрадно, что современные дети Железнодорожного имеют возможность общаться с такими, как Надежда Ивановна Чупина. Это - хороший старт!
- Надежда Ивановна, Вы уже много лет работаете во Дворце детского творчества в Железнодорожном. Насколько это трудоемкий процесс - работать с детьми?
- Я работаю во Дворце творчества с 1990 года. Образование у меня среднее специальное, я педагог-воспитатель, работала в детском саду 6 лет. Вы говорите, что это трудоемкий процесс, а я не могу согласиться, потому что с детства была заводилой всех игр у нас во дворе. Когда пришло время выбирать профессию, почему-то сразу выбрала профессию воспитателя. Я очень люблю детей, они все такие разные, со своими страхами и радостями.
Когда они ко мне приходят ( я сейчас говорю о самых маленьких, это моя группа «Неваляшка», детки с 3 лет), то боятся отпустить от себя мам, довериться чужой тёте. И мне кажется, я вхожу в их состояние, понимаю их страхи и стараюсь, чтобы они мне поверили и открылись. Только добро, любовь и искренность способствуют тому, чтобы дети потихоньку доверились. Бывают такие ребятишки, которые долго не открываются душой, тогда я начинаю с ними общение через игрушки. Например, говорю: «Слоник хочет узнать, как тебя зовут?» ( мне малыш может не сказать, а слонику обязательно скажет). Очень интересно подбирать ключик к каждому ребенку.
- Бывают ситуации, когда дети не слушаются, не хотят делать то, что их просят? Что спасает в этом случае: любовь или опыт и профессионализм?
- Бывают ситуации, когда ребенок начинает делать что-то не так, и тут на помощь снова приходит игрушка. Говорю: «Слонику не нравится, как ты себя ведешь» или начинаю переключать внимание ребенка на другую деятельность. Например, «А давай с тобой соберем большую пирамидку?» . В эти моменты ребята забывают о капризах , им интересно собрать пирамидку . Ведь почему дети балуются или капризничают? Зачастую им просто нечем себя занять, вот я и подсказываю…
Когда я работала в детском саду, то всегда просила, чтобы дети взяли по игрушке. Ребенок выбирал игрушку и начинал играть. А если не хотел брать игрушку, предлагала рисовать или полепить.
Дети очень любят, когда с ними играют взрослые. Взрослые помогают им развить сюжет игры.
- Общаетесь ли Вы со своими первыми учениками, которые были 24 года назад?
- Первыми моими воспитанниками были дети с нашего двора. Мой сын Слава, его друзья. Тогда я вела кукольный театр, и позвала их к себе в кружок. Потом мы поставили сказку «Как медведь трубку курил» и с ней выступили на конкурсе в клубе «Чайка». У меня до сих пор есть эта грамота. А дети выросли, работают. Одна стала агентом по недвижимости, другие разъехались. Слава, вот, нашел себя в организаторском деле.
- По одному из дополнительных образований Вы - психолог. Насколько психология помогает лично Вам в жизни?
-Я прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» по теме «Психологические основы дошкольного воспитания». Но это все обучение, а вот в жизни я даже не знаю, как это получается. Мне кажется, я чувствую и понимаю то, что чувствует другой. И сопереживаю с ним его состояние, учитывая его жизнь. Не знаю, понятно ли объяснила?
- Вы воспитали хорошего и активного сына, которого знают и уважают в городе. Поделитесь секретом, как удалось это сделать? Многие родители сталкиваются с тем, что их дети пассивны и ничего не хотят …Особенно в современных реалиях.
- Меня иногда спрашивают, как это получается, наверное, я такой родилась.
Мама меня учила: «Когда муж приходит с работы, сначала накорми, дай ему отдохнуть, а потом разговоры веди». Вот я теперь и со Славой так. Вижу, что -то у него не так, молчу. Жду, когда сам выговориться захочет.
А секретов у меня нет: люблю сына не слепой любовью. Стараюсь не учить, а спрашиваю: «Как ты считаешь, это правильно? А это хорошо?». Решение, что делать, должно возникнуть у него самого, а не от меня. Так возникает ответственность за свои поступки. А организаторская жилка - мои гены. Я уже около 30 лет провожу детские праздники, утренники в нашей Школе развития.
Мне повезло в жизни с работой, я нашла себя. И мне очень, очень хочется, чтобы сын нашел себя. Потому что это - смысл жизни, не считая семью и детей. Когда он этим начал заниматься, я видела, что ему нравится, это его дело, его жизнь.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей работе и коллегах и Дворце детского творчества. Какие сейчас там работают интересные студии и кружки, куда можно пригласить маленьких жителей города?
- Когда я пришла работать во Дворец творчества (тогда еще Дом пионеров), весь наш коллектив был примерно одного со мной возраста и сама директор Зацепина Л.П. была примерно моя ровесница. Мы были молоды, жилось нам интересно. С годами стал меняться коллектив, приходили более молодые, сменилось, наверное, поколения 3 или 4. Мы теперь - ветераны, нас немного, но поддерживаем друг друга.
С 1995 года у нас работает Школа раннего развития по подготовке детей к школе и много других интересных творческих объединений для ребят от 4 до 17 лет. Это и танцы , и вокал (народные и эстрадные песни), и обучение игре на музыкальных инструментах (баян, аккордеон). Также у нас есть оркестр, кукольный театр, кружки рисования, флористики, «умелые руки», бисероплетение, физкультура, борьба, компьютерный дизайн, тестопластика, работа по украшению из овощей. Как уже сказала выше, готовим детей к школе, есть утренние и вечерние группы «Эрудит», Школа будущего первоклассника», «Семицветик», «Шмелик» (вечерний), «Пчелка» (вечерняя) и другие. Приходите, мы рады всем!