Станислав Поздняков: "Велодорожка - не развлечение, а вид транспорта"

Dec 09, 2013 13:49

Вашему вниманию -  интервью со Станиславом Поздняковым, автором интересного проекта создания велодорожек, которые могут связать сразу три города Подмосковья. Взгляд Станислава нетривиален и логичен, хотелось бы, чтобы властные структуры взяли его на вооружение.

-Станислав, проект создания велодорожки, которая свяжет 3 города Подмосковья, очень интересен, где она, на Ваш взгляд, должна проходить?
- Велодорожка должна связать 3 крупных города ближнего Подмосковья: Балашиху, Железнодорожный и Люберцы. Она пройдет как по центральным улицам этих городов, так и по лесным массивам, вдали от автомагистралей. Вот её примерный маршрут(ссылка на карту):



Точный маршрут ещё нуждается в обсуждении и доработках, так, например, жители Люберец и Балашихи могут предложить лучший, чем есть сейчас, маршрут участка велодорожки, который проходит через их города. Но главное - это соблюдение концепции заложенной в эту идею. Велодорожка - не как развлечение, а как вид транспорта.
Для многих в нашей стране велосипед и велодорожки -  это своего рода аттракцион. В Европе же давно поняли, что велосипед в сочетании с продуманной транспортной инфраструктурой, это хороший вид транспорта, который, в некоторых случаях, может служить альтернативой автомобилю, более экологичным и экономически выгодным видом транспорта. Некоторые чиновники думают, что достаточно нанести разметку, и велодорожка готова, не понимая, что этого не достаточно. Они забывают о том, для чего она нужна и какие проблемы должна решать.
Можно, конечно, спросить: “Почему нужно связать именно эти города, а не проложить, например, маршрут до Москвы?”. Проблема в том, что магистрали и так сильно загружены, и расширение дороги для велодорожки - непосильная задача. К тому же ехать вдоль крупной магистрали и дышать всеми выхлопами - не самое приятное и полезное для здоровья занятие. В Москву с велосипедом проще добраться на электричке. А вот связать несколько подмосковных городов радиальным велосипедным маршрутом - это куда более реальная и насущная задача.
На примере Москвы мы видим, что вместо того, чтобы, к примеру, связать воедино все парки города,  велодорожки прокладываются, без проработки, в произвольных местах.
Несмотря на свою близость, наши города сильно далеки друг от друга в плане транспортной доступности. Велодорожка позволит стереть эти границы. Общая длина маршрута от Балашихи до Люберец составит порядка 22 км. При средней скорости это расстояние можно проехать за час-полтора. Железнодорожный, который будет посередине маршрута, окажется уже в получасовой доступности. Велодорожка стирает границы и делает наши города ближе.

Также есть идея продлить эту велодорожку до одной из станций метро: Лермонтовский проспект, Новокосино или еще строящейся станции Некрасовка. Эта идея требует отдельного обсуждения.
Основные принципы заложенные в данный проект:
- Безопасность - поездка на всем пути должна быть безопасной. Велодорожку надо максимально отделить от проезжей части и пешеходных дорожек.
- Удобство - поездка должна быть приятной, а это - хорошее дорожное покрытие и минимум съездов и остановок.
- Экологичность - часть маршрута должна проходить по лесным массивам, тем самым снижая количество вдыхаемых выхлопов от машин.
- Целесообразность - велодорожка должна решать определенные проблемы: иначе в ней не будет смысла.

- В своем посте Вконтакте Вы сообщили, что есть определенные трудности по прокладке веломаршрута. Ответьте, пожалуйста, развернуто, в чем они заключаются?
- Первая, самая очевидная и главная проблема заключается в том, что веломаршрут проходит через несколько муниципальных образований: Балашиху, Железнодорожный, Кожухово, Люберцы. А это влечет за собой большие трудности по взаимодействию и согласованию различных деталей. Также, по задумке, дорожка должна проходить по лесным массивам, полям, и проч. Эти земли могут быть сельхозназначения, лесного фонда и т.д. Этот вопрос пока не проработан.
Очевидно, что данный проект имеет шансы только при подлинной заинтересованности властей, включая мэров городов и нашего губернатора Воробьева А. Ю.
Одно я могу сказать точно: данный проект имеет смысл лишь в том случае, если всё будет сделано по уму. Из Люберец в Балашиху можно добраться на велосипеде и сейчас, но поездка эта будет долгой и трудной. Велодорожка позволяет качественно изменить ситуацию. Сложно передать, насколько приятно ехать по ровному покрытию,  при этом не опасаясь, что тебя собьет машина или пешеход выскочит из ниоткуда прямо под колеса.
Другая проблема - как вписать велодорожку в существующее пространство. Есть несколько способов расположения велодорожки относительно проезжей части. Идеальный вариант - когда дорожка отделена от проезжей части и тротуара. Делается это с помощью специальных ограждений или за счет расположения дороги, тротуара и велодорожки на разном уровне.


Другой вариант - когда специальная полоса располагается по краям дороги. Это своего рода компромисс. При таком способе есть опасность, что на этой полосе будут парковаться машины, и проезд по ней будет затруднен.


При прокладке маршрута придется грамотно комбинировать эти варианты. Где-то расширить дорогу и сделать велодорожку на проезжей части. А где-то расширить тротуар, и проложить её там, убедившись, что пешеходы не будут чувствовать неудобств. В проекте есть участки где нет никакой дороги, и велодорожка будет идти вдали от проезжей части или тротуара.
 На каждом отрезке пути придется решать как вписать велодорожку в существующее пространство.



Часть концепции это экологичность. Соблюдение этого принципа требует особого внимания. Мне хочется, чтобы люди понимали ценность природы, видели и ценили её красоту. Вот фото, которое я недавно сделал на свой телефон в Ольгинском парке (г. Железнодорожный). Чем не кадр из фильма “Властелин Колец”?


Конечно, немного странно говорить об экологичности, когда часть маршрута проходит через промзону Руднево, вблизи от мусоросжигательного завода. С этим мы ничего не можем поделать, но можно максимально улучшить ситуацию. Например, сделать что-то вроде искусственной изгороди вдоль дорожки на данном участке.

- Насколько, на Ваш взгляд, дорог этот проект?

- Я пока не проводил подсчетов, да это и невозможно, пока у нас не будет на руках технического проекта. Очевидно, что предстоит большая работа как при проектировании, так и при реализации проекта. Но мне кажется, что в масштабе бюджета наших городов и Подмосковья, эта сумма будет едва ли заметной.
Кроме того всегда есть возможность привлечения инвестора. Во-первых, это может быть отличная реклама для крупного спортивного бренда. Лучшего проекта для улучшения имиджа компании не придумаешь. Во-вторых, мне кажется просто необходимо наличие велопроката по пути следования в каждом из городов, что тоже поможет частично окупить проект (пример Банка Москвы в этом году: http://lf.rbc.ru/news/press/2013/04/17/225269.shtml).
Интересно также подумать о том, как максимально использовать все возможности этой велодорожки. Летом можно проводить различные соревнования. В зимний период отдельные её отрезки вполне могут выполнять роль лыжных трасс. Наверное, для сокращения затрат, можно обдумать поэтапную реализацию проекта, при строгом соблюдении принципов описанных выше.
 Важно понимать, что такой проект оказывает невероятное влияние на имидж самих городов. Инвестиционная привлекательность города растет, есть повод говорить о своего рода спортивном туризме, когда люди на выходные едут с семьей кататься за город на велосипедах.
 Мы с вами видим, что количество велосипедов с каждым годом только растет, поэтому пора обратить внимание на эту проблему.

- Кто его может грамотно реализовать?
- Я был бы только рад, если бы можно было подать идею властям, а они уже все сделали. Продумали концепцию, нашли подрядчиков и инвесторов, контролировали ход работ и т.д. Но если мы хотим результата, то придется принимать в этом посильное участие.
Это первый такой проект в России, поэтому и опыта в реализации подобных проектов нет ни у одной организации. Поправьте меня, если я не прав. Так что говорить, что есть какая-то организация, которая на 100% знает как воплотить в жизнь этот проект, сложно. Найти такую организацию - это одна из главных задач. В новостях фигурировал Институт Генплана Москвы, как организация, которая разрабатывает проект велодорожек в Москве. Так же стоит подумать о сотрудничестве с Московским Автодорожным Институтом - наверняка у них есть определенный опыт в этих вопросах. Ну и, конечно же, можно искать поддержки у Велотранспортного союза.
 В любом случае центральная роль отводится инициативной группе, которая будет формироваться в ближайшее время. Она должна продвигать этот проект, общаться с властями и, в дальнейшем, вести контроль за подрядчиком. Сейчас есть группа Вконтакте . Я призываю всех, кому интересно будущее этого проекта, вступать в неё. Там мы будем проводить обсуждения и принимать решения о дальнейших действиях. Так же у вас есть уникальная возможность попробовать себя в роли одного из руководителей проекта, мне понадобится помощь, один я это не потяну. По всем вопросам пишите мне на почту - hetslov@gmail.com.

- Если велодорожки будут проложены через лес, не опасно ли это для самих велосипедистов, ведь в лесу кто только не ходит)
- По своему опыту могу сказать, что в лесу сейчас можно чувствовать себя безопаснее чем в городе. Мне понятны опасения молодых родителей за своих детей. Однако надо заметить, что по правилам дорожного движения ездить на велосипеде по улицам и дорогам можно лицам не моложе 14 лет. Следовательно, детей без сопровождения родителей на этой дорожке быть не должно.
Куда более опасно то, что многие не знают ПДД. Родители покупают своим детям велосипеды и выпускают их на дороги, совершенно забывая, что прежде следует обучить их правилам дорожного движения и объяснить как вести себя на дороге.
 В конечном счете, куда лучше, если дети и взрослые будут ездить по организованной велодорожке, где проще обеспечить безопасность.
- И напоследок, хотелось бы больше узнать о Вас, как инициаторе проекта. Кто Вы, чем занимаетесь, есть ли у вас опыт по реализации таких проектов.
 - Я работаю программистом, мне 27 лет. Родился, вырос и живу в Железнодорожном. Я люблю кататься на велосипеде и давно присматриваюсь, как можно адаптировать под него городскую среду.
 У меня, к несчастью, нет опыта реализации таких проектов, и от этого становится только интереснее. Меня заботят современные проблемы урбанистики, городского пространства и существование человека в этом пространстве.
 Кто-то наверняка скажет: “Зачем нам велодорожка? Лучше построить детский сад, больницу, дороги…”. Мне хочется сказать им в ответ: “Если это так важно, почему вы ничего не делаете?” Я делаю то, что мне кажется важным и интересным. Мы хотим жить в цивилизованной стране. Но как мы понимаем, что страна цивилизованная? Можно вспомнить об экономике, здравоохранении, образовании или уровне жизни. И всё же главное, что в основе всегда лежит принцип:  человек - это главная ценность.
Мне нравится следующая цитата: “Сделай так, чтобы получить то, что ты хочешь, иначе тебе придётся любить то, что ты имеешь”(Бернард Шоу).
Марина ВОЛКОВА

Станислав Поздняков, проект, лица нашего городка, Железнодорожный

Previous post Next post
Up