- Роман, недавно мне довелось быть в городе Мышкин и познакомиться с человеком, который изготавливает колесные лиры. Совершенно случайно речь пошла о тех, кто на них играет в России и Вас назвали лучшим музыкантом. Что Вы сделали для того, чтобы слава о Вас разнеслась по всей России?
- Хмм, забавно!.. Перефразируя известную песню - «я вам не скажу за всю Россию!», но за Мышкин отчитаюсь. Мастер
Василий Евхимович делает замечательные инструменты; мне довелось поиграть на некоторых его лирах - все они высокого качества с интуитивно понятным «интерфейсом» для освоения. Ну а если на инструменте удобно играть, то и «лучшим музыкантом» стать не мудрено.
В целом по России в отдельно взятых «узких кругах», наверное, широко известен. Впрочем, немало есть хороших музыкантов-этноинструменталистов (со многими из которых я дружен), и в каждом есть своя уникальность, изюминка.
- Увлечение этническими музыкальными инструментами началось у Вас с детства? Как Вы вообще пришли к тому, чтобы играть на них? Почему не элитарный рояль или саксофон, например?
- Моё музыкальное образование начиналось в начале 90-х с детского фольклорного ансамбля
«Колечко» в г. Воронеже. Потом продолжилось в
Воронежском музучилище, далее в Академии музыки им. Гнесиных по специальности «народный хор». И во всех учебных заведениях русская песня и народный инструмент были для меня неразделимы. Всегда присутствовал интерес - как можно обогатить звучание песни за счет того или иного инструмента? Ведь помимо баяна и балалайки существует большое количество полузабытых фолк-орудий - и у каждого есть своя исполнительская философия.
«Элитарное» образование по классу аккордеона я всё-таки получил в музыкальной школе, правда, потом лет на 10 о нём напрочь забыл. Однако, когда стал заниматься народными песнями с детьми - тут-то мне аккордеон очень пригодился! И по сей день аккомпанирую на нем в Образцовых ансамблях
«Калинушка» (г. Железнодорожный) и
«Владимирцы» (на Китай-городе).
В общем, всё пригождается в этой жизни, всему можно найти приложение.
- В Желдоре Вы проводите огромную просветительскую работу с людьми, проводя мастер-классы по фольклору, и одновременно работаете в разных музыкальных коллективах. Как на все хватает времени? Не бывает такого настроения: бросить все, и просто коммерциализировать свое дело, уехав, например, на Запад?
- Если говорить о мастер-классах в целом, тяга к овладению игрой на широком спектре народных инструментов вылилась в проведение обзорных концертов-лекций на тему «Русский этнический инструментарий. Возвращение к истокам». В научно-популярной форме, в течение 1,5 часов зритель совершает увлекательное путешествие в мир славянских музыкальных инструментов - с обязательным привлечением (и обучением!) публики из зала. Возрастной диапазон зрителей довольно широк - от 7 до 107 лет :) . С одинаковым интересом концерт принимают и :) любители, и профессионалы от фольклора. Благодаря ТРК «Электрон» и предпринимателям нашего города, в прошлом году вышел в свет
фильм-концерт «Заиграй, дудочка, весело!..» - это видео-антология о русском этно-инструментарии. DVD-фильм был удостоен высоких оценок уважаемыми фольклористами; стала доходить информация, что во многих детских школах искусств (и даже в музыкальных ВУЗах) его используют в качестве методического пособия. Это, конечно, очень радует.
А если отвечать на вопрос целиком, то я поклонник поговорки «Где родился - там и сгодился». К тому же я не большой любитель затяжных гастролей (особенно зарубежных). За свою жизнь побывал с концертами более чем в 20 странах; там, конечно, хорошо, но если есть выбор - предпочитаю работать недалеко от дома. Своя рубашка ближе к телу, не так ли?
Если толково распределить свой график - можно многое успеть. Хотя, честно говоря, не всегда хватает 24 часов в сутках)). Особенно накануне Нового Года и Масленицы. Ну да ладно, скоро лето! Мечтаю - отпущу детей на каникулы, возьму в руки абсолютно немузыкальные инструменты, и ... начну столярничать! Самый лучший отдых для меня - изготовление мебели для дома. Обожжжаю!
- Хочется узнать также - был ли у Вас опыт работы с зарубежными исполнителями. Вот, например, мой любимый Пол Маккартни записал прекрасный альбом с Дживаном Гаспаряном. У вас был опыт работы со звездами "первого эшелона"?
- Как только сэр Пол предложит мне исполнить что-нибудь «эдакое» с ним вместе - непременно соглашусь!)) . С российскими знаменитостями чаще сотрудничаю сессионно - на студиях звукозаписи или в концертах. Из долгосрочных проектов могу лишь выделить группу
«Иван Купала», концертным музыкантом которой являюсь вот уже 9 лет. С «ИК» объехал с выступлениями полстраны и почти всё Подмосковье, а вот в родном Железнодорожном всё как-то не срастается... Ну, не будем загадывать, даст Бог! еще поводим хороводы под «Здорово Кострома!» и «Коляду» на площади у Горсовета ;)
- Как Вы вообще относитесь к музыкальному сотрудничеству с музыкантами разных направлений? Не было желания сыграть с металлистами, панками, рокерами?
-Положительно отношусь! В начале 2000-х этноинтструменталист Ломов и джазовый барабанщик Зингер сотоварищи создали группу
«Новая Сказка». За свою недолгую историю ансамбль успел много где «наследить»: стал победителем фестиваля-конкурса «ФЕСТОС» как лучшая рок(!)-группа, отыграл на фестивале «Этносфера» м «Рок-Держава» на сцене легендарной «Горбушки» вместе с Ю. Шевчуком.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее про Вашу работу в Железнодорожном. Чем Вы занимаетесь, кто посещает Ваши мастер-классы, есть ли последователи и ученики, в которых Вы видите большой потенциал?
- Железнодорожный стал для меня второй родиной. Здесь началась моя семья, родились дочки. Через ансамбль «Калинушка» Дома Культуры «Чайка», который мы возглавляем с супругой (Ю. С. Ломовой) прошли сотни детей - несколько поколений. Затрудняюсь сказать, сколько учеников обучалось у меня за почти 20-тилетнюю педагогическую практику. Их немало, многие уже «давно не дети». Как и любому педагогу, мне приятно, когда бывшие ученики звонят на День Учителя и благодарят за науку. Некоторые продолжили профессиональное обучение музыкой, и теперь мы общаемся уже как коллеги.
В этом сезоне под моё художественное покровительство пришли еще 2 взрослых коллектива - это женский ансамбль «Серебряный звон» и мужской казачий ансамбль «Соболёвский хуторок», с которыми мы занимаемся на базе ДК «Саввино».
И тут надо отдать должное руководителям домов культуры - С. Е. Сорокину и О. Е. Семеновой-Повстяной, которые лояльно относятся к моей внешней концертной деятельности, при этом создают все необходимые условия для комфортной работы.
Администрация города также всесторонне поддерживает народное творчество в нашем городе; за это - отдельная благодарность!
- Ваша дочка тоже подающий надежды фольклорист. Выступаете ли Вы с ней на концертах?
- У меня 2 дочки, обе интересуются музыкой, поют на 2 голоса. Старшая, Нина, обучается на флейте, у нее абсолютный слух. Младшая, Женька, задорно исполняет частушки, обожает сцену: хлебом не корми! - дай выступить. Когда к нам домой приходят гости, Нина и Женя обязательно готовят небольшую концертную программу. Все логично).
- И последний вопрос. Сейчас власти страны изо всех сил пытаются найти некую национальную идею, чтобы привить людям патриотизм и любовь к своей истории. В правильном ли направлении они идут, на Ваш взгляд? И может ли фольклор стать этой объединяющей людей идеей?
- Очень даже может! Прошлым летом я принял участие в 1,5 десятках этно-фестивалей в разных городах России и могу уверенно констатировать: интерес к народной музыке растёт. Многочисленная молодежь возле сцены без репетиций и специально обученных аниматоров с удовольствием поет старинные песни, водит зажигательные хороводы, включается в народные игры. Изучают историю, проводят реконструкции славянского быта и военных событий прошлого.
Или вот вам другой пример. 3 из 4х самодеятельных коллектива, где я - худрук («Владимирцы», «Серебряный звон» и «Соболёвский хуторок») пришли изучать фольклор по собственному желанию. Т.е. их НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЛ! И со временем их количество участников только растёт. И эти люди знают: ФОЛЬКЛОР - ЭТО СОВРЕМЕННО. ЭТО ДУШЕВНО И ЭТО - ОТ ДУШИ!!!