Сенатор Александр Торшин выступил с инициативой, целью которой является обеспечение возвращения русских на Кавказ. Известно, что, начиная с Первой чеченской войны русское население начало покидать эти места (а подчас и просто бежать из них). Дошло до того, что в некоторых кавказских субъектах РФ русских практически не осталось, в других же их численность неуклонно снижается.
Разумеется, если Россия хочет удержать Кавказ в своём составе, то возвращение русских в регион является жизненной необходимостью. Действующие на данный момент профильные программы не приносят результата. И тут сенатор Торшин выдвигает своё предложение: надо отдать русских сирот с Крайнего Севера и Дальнего Востока на воспитание в кавказские семьи: по словам Торшина, это, помимо прочего, решит проблему занятости местного населения, так как на основе этих семей будут образованы «частные детские дома».
Отправленные на Кавказ русские дети будут воспитываться «в лучших традициях Кавказа», знать язык и горские обычаи, что в будущем позитивно скажется и на межнациональных отношениях в стране, утверждает Торшин. «Маленький человечек, который и так обделен родительским теплом, он еще и климатическим теплом обделен. А в Северной Осетии руку протянул - и вот тебе фрукты бесплатно. Скептики говорят, что Кавказ и так перенаселен, работы не хватает. Но дети-то не работают! А местные жители получат ставки воспитателей», - мечтает в слух сенатор.
Сказать, что это предложение вызвало в обществе «бурную реакцию» - значит, не сказать почти ничего. Интернет буквально взорвался, инициатива Торшина стало одной из самых обсуждаемых тем - примерно наряду с посланием президента Федеральному собранию. Чтобы не повторять уже прозвучавшие заявления, что выдача русских детей на Кавказ может обернуться для них чем угодно, вплоть до рабства, и что любое оголение Дальнего Востока в условиях нарастающей китайской экспансии смерти подобно, хочется остановиться на двух моментах.
Первое. Очевидно, что русские дети, воспитанные в кавказских семьях, полностью русскими уже не будут. Это не является каким-либо новшеством: например, в Османской империи таким образом формировались элитные части янычар - из семей покорённых народов (к примеру, греков и южных славян) изымались дети, которые проходили суровую школу преданности новому государству. Забыв свои корни и родной язык, они становились фанатичными бойцами, готовыми умереть за новую родину.
И второе - оно, собственно, проистекает из первого: отдать своих детей на воспитание другому народу - значит, признать превосходство его культуры над своей. Более развитые и сильные культуры могут воспитывать как своих, так и чужих детей; те же, кто хотят отдать своё потомство на воспитание в рамках иной традиции, фактически признают её превосходство. Сын воевавшего на Кавказе против Российской империи имама Шамиля Джамалуддин, воспитанный в Петербурге и вхожий в высший свет, уверял отца в бесперспективности войны с Россией - он хорошо знал, насколько она велика и как сильна порождённая ей культура. Теперь предлагается повернуть всё это на 180 градусов.
Не надо отдавать своих сирот никому. Лучше приложить усилия и обеспечить им достойное проживание. К примеру, в нашем городе воспитанники детских домов обеспечиваются бесплатным жильём. Один из них, Максим, уже получил однокомнатную квартиру. В квартире сделан качественный муниципальный ремонт - поклеены обои, постелен линолеум, установлена хорошая сантехника, электроплита. Молодой человек заключил договор социального найма жилья с управлением по жилищным вопросам Администрации Железнодорожного. В ближайшее время собственное жильё будет ещё у четверых, при этом все квартиры будут отремонтированы. Для того, чтобы адаптироваться в новом для него мире, сирота задействуется в механизме т.н. постинтернатного патроната. За каждым сиротой закрепляется постинтернатный воспитатель, в задачи которого, помимо прочего, ограждение сироты от посягательств тех, кто может захотеть воспользоваться квартирой или присвоить её себе. Ведь воспитанники детских домов часто выходят из этих учреждений неподготовленными к жизни - привыкнув к замкнутому пространству, они теряются в большом мире, сталкиваются с проблемами содержания жилья, поиска работы, организации быта и свободного времени, испытывают трудности в общении с окружающими, и особенно - во взаимодействии с различными учреждениями. Разумеется, они могут стать жертвами обмана, шантажа, квартирных махинаций, криминальных элементов. Работа постинтернатного воспитателя и заключается в том, чтобы этого не произошло.
Таким воспитателем может стать фактически любой желающий, заключивший договор с сиротой и местными органами опеки. За осуществление патроната воспитатель получает небольшой гонорар - 5000 рублей. За каждым таким волонтёром может закрепляться не более 5 воспитанников. Воспитатель посещает своего подопечного в его новом жилье, помогает ему усвоить различные бытовые навыки и в целом адаптироваться в современной жизни. Собственно, это и есть пример истинной заботы о воспитании детей, оставшихся без родителей.