Продолжение.
Часть первая.
Продолжаем рассказ о давней и не очень истории
города Железнодорожный. Истории богатой и интересной.
Времена перемен
Первая империалистическая война в хозяйственной жизни России вызвала страшную разруху. К октябрю 1917 года железная дорога находилась в тяжелом состоянии, крайне изношены были дорожное полотно, подвижной состав. Паровозы стояли без топлива.
После революции железнодорожники Обираловки, проделав огромную работу, одними из первых восстановили свое путевое хозяйство и подвижной парк.
Электрификация Московского железного узла планировалась еще в 1912 году, но воплотить задуманное удалось только в 1930-м. Строить электродепо, устанавливать опоры, монтировать линию электропередач активно помогали рабочие предприятий Реутовского района и жители окрестных селений. Энтузиазм строителей был очень высоким, ход работы освещался в районной газете "Большевистский путь". Электрификацию участка Москва - Обираловка закончили на три месяца раньше срока.
Каблучки по мостовой
Развитие экономики обусловило быстрый рост населения и ускорило процесс градообразования.
В 1934 году проводится первая нитка водопровода длиной около 10 тысяч метров. В октябре 1938 года электрифицируются поселки Ольгино и Ивановка.
В 1936 году в Обираловке впервые при Советской власти появилась красивая, мощеная булыжником улица - Советская.
Дорогу на станцию от Саввинской фабрики замостил владелец фабрики Поляков, от станции до железнодорожного переезда и за переездом - Рябушинский, от переезда вдоль железной дороги до последнего дома поселка ГУАС - владелец кирпичного завода Милованов. Эти дороги требовали капитального обновления.
Первая асфальтированная пешеходная дорожка появилась в Обираловке в 1937 году - от станции до железнодорожной средней школы. В 1938 году были заасфальтированы тротуары по Пролетарской улице.
Число жителей к 1928 году превысило 8 тысяч человек.
Конец Обираловки
17 января 1939 года поселок Обираловка получил статус рабочего поселка городского типа. 27 августа 1939 года Указом Верховного Совета РСФСР № 35 железнодорожная станция Обираловка была переименована в станцию Железнодорожную, а Обираловский поселок - в поселок
Железнодорожный. Был создан Железнодорожный рабочий поселковый Совет Реутовского района Московской области.
Название определялось тем, что его жители работали на железной дороге: путейцы, рабочие депо, кондукторы.
В годы перед войной наметили строительство большого жилищного городка ГУАС, который должен был соединиться с Ольгино сквозной Главной улицей. Планировалось промышленное и жилищное строительство на Кучинском поле. К началу войны в поселках
Железнодорожного насчитывалось 15 000 жителей.
Вставай, страна огромная"
Тяжелым испытанием для жителей города, как и для всей страны, стали годы Великой Отечественной войны. Из добровольцев - коммунистов, комсомольцев и беспартийных - был сформирован 25-й Балашихинский Истребительный батальон. Его бойцы 7 ноября 1941 года участвовали в параде на Красной площади, а боевое крещение получили близ города Руза у поселка Кучино, где взяли высоту, уничтожив вражеский гарнизон.
Своих отцов и братьев, ушедших на фронт, на заводах и фабриках заменили те, кто остался в городе. На кирпичном заводе в Кучино в одном из цехов изготовлялись мины. В локомотивном депо делали противотанковые ежи для обороны Москвы. Галантерейная фабрика выпускала одежду для бойцов.
"Все для фронта, все для победы!" - этот лозунг определял жизнь работающих в тылу.
В самые трудные для страны дни осени 41-го жители города строили оборонительные сооружения в Кучино, по левому берегу реки Пехорки.
Более двух тысяч человек ушли из города защищать Родину. Свыше 800 наших земляков не вернулись с войны. Город помнит всех - их имена золотыми буквами начертаны на мемориальной стене Памяти в городском краеведческом музее.
О погибших напоминают памятники, в их честь заложена аллея Славы, разбит сквер Победы.
Фарфоровый шедевр
На территории города находятся четыре православных храма. В трех из них регулярно при большом стечении прихожан проходят религиозные службы. Это храм Преображения Господня, храм Живоначальной Троицы, храм в честь Новомучеников Российских. При православных храмах организованы занятия воскресных школ. Десять лет в городе работает православная гимназия им. Ионна Кронштадтского.
Одна из главных достопримечательностей города - храм Преображения Господня. Он был построен в 1623 году на землях Т.В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино с милованского завода, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения, а остальную часть храма продолжали строить на пожертвования прихожан села Саввино, деревень Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Темниково, Федурново.
В 1905 году здание церкви перестроили, и, кроме того, были возведены два придела. В новый храм поместили иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачение, которые бережно хранились не одно столетие. Были перенесены и 7 колоколов, самый крупный из них - "Гром" - весил 365 пудов, а самый маленький - "Малинец" - 19 пудов.
Основной ценностью храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. Выполненный в бело-розово-лазурных тонах и отделанный позолотой, иконостас является главным украшением храма.
--- Продолжение следует ---
Использованы материалы
официального сайта Администрации Городского округа Железнодорожный