Несколько лет фильм “Здесь курят” стоял на моем личном пьедестале почета. Кино, которое интересно само по себе и специфично для специалиста в области связей с общественностью. Но все меняется в этом мире. Неделю назад в аэропорту я случайно купила книгу Бакли, уж почему-то она редко попадалась на прилавках книжных (хотя теперь вижу ее на озоне) . В итоге - истина “Книга лучше” стара как мир.
Для тех, кто не до сих пор не знаком с творчеством Бакли (или может, подзабыл), сообщаю, что главный герой книги “Здесь курят” - Ник Нейлор, лоббист Академии табачных исследований. Ему под сорок и он делает свою “грязную”, как считают многие, работенку, чтобы “платить по закладной”. Его жизнь - кутерьма из встреч, круглых столов, дебатов, интервью, интриг. И во время повествования его кажется так и норовят подловить то “Матери против курения”, то “Чистые легкие - 2000”, правительство решает изображать “роджера” на пачках с сигаретами, а Ник продолжает делать свою работу - “защищать права курящих людей” читай продвигать табак. В кино типаж Ника Нейлора, все-таки, однобокий, сначала “минус”, потом “плюс”, в то время как в книге все гораздо сложнее - ни в одной ситуации нет однозначного ответа: хорошо ли Ник поступает или плохо? Хорошо ли получать деньги за вранье или смотря за какое...Курение - это плохо, а авиакомпании ограничивают приток свежего воздуха в самолетах, чеддер вызывает атеросклероз. Характер героя в книге такой же уклончивый - “лоббирующий”, сотканный из противоречий. Конечно, книга полна цинизма, слишком многое продается... Книга была написана давно - в 1994 г., но кажется, что ничего не поменялось в рекламно-пиарошном деле. Скажите “не для печати” журналисту, и следующие слова попадут в заголовок утренней газеты. “Нам не нужен гениальный дизайн”, а тот, который провалится. Спойлеров не будет. Скажу лишь, что для специалиста в области PR интересны не только приемы Ника в непростых беседах, но и его поведение в кризисных ситуациях. Меня, слава богу, пока миновали эти ситуации. Но надо быть к ним готовой! - это первое правило кризисного менеджмента. На одном из PR форумов сотрудник “Русгидро” делился кейсом по Саяно-Шушенской ГЭС. Авария для любого человека оказалась страшной новостью - погибли люди, а тут еще надо спасать репутацию компании. В отрасли Ника каждый день гибнут люди “пачками”, с каким бы цинизмом он не относился к этим фактам, можно сказать, что каждый день его работы - кризисная ситуация. Прочтение книги, а не просмотр фильма, натолкнуло меня на мысль, что безвыходных ситуаций не бывает. Даже в самые худшие времена нужно “включать Ника Нейлора” и идти вперед. Бутлегерский поворот... P.S. А еще после прочтения захотелось закурить. Раздумываю, стоит ли давать книгу мужу, который бросил месяц назад...