Материал целиком и полностью подготовлен Олегом Выгузовым
http://chelyabinskhockey.blogspot.ru/search/label/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Иванов Виктор Павлович
08.04.1938 - 2005
«ТОРПЕДО»
Виктор Павлович, раз заговорили о диссертации, перейдем к Вашей научной деятельности.
Повезло, что в челябинском институте физкультуры меня окружали профессора Филимонов, Татарчук, Шорин, Катуков, которым был интересен мой взгляд спортсмена на тренировки. Я же многое черпал у них. Сам задумал тему своей работы, потом подключился Ю.В.Катуков. Руководил и В.И.Козловский - бывший челябинец, зав.кафедрой футбола и хоккея в подмосковной Малаховке, уникальнейший человек. Владимир Ильич возглавлял комплексную научную группу (КНГ) при московском «Торпедо», когда в нем играли Воронин, Маношин, Иванов, Стрельцов. С последним и я познакомился. Любопытно: Стрельцов ответил на мой вопрос о его знаменитом пасе. Делая передачу одному партнеру, Эдуард думал не о нем, а интуитивно чувствовал, что забить должен другой, которому тот отдаст свой пас. Это талант, чудо! А пара Маношин - Воронин? Красотища!
Отвлекусь и скажу, что таланты были и у нас. У Сереги Макарова многое родителями заложено. А Коля Шорин? Никогда не сказал бы, что он здорово тренировался. Но мог настолько сконцентрироваться и совершить абсолютно неожиданный для всех рывок. Валера Белоусов - другой: когда он набирал скорость, его остановить невозможно. Также в свое время играл Х. Балдерис. У нас Владя Смирнов несколько раз выходил играть в футбол за команду мастеров. Она выступала в классе «Б», но с кем? С Ереваном, Алма-Атой, Баку, клубами Украины - на «Локомотив» полный стадион собирался, охранялся конной милицией. Футболисты были сильные - и к ним попадает хоккеист! А сейчас выпусти хоккеиста на футбольное поле... Хоккей стал одноплановым, нет общего развития. Качество игры снизило и отсутствие КНГ.
«У МЕНЯ ВСЕ ХОДЫ ЗАПИСАНЫ»
Такая комплексная научная группа была при «Тракторе»?
Да. Причем если, скажем, в «Спартаке» она состояла из 2-3-х человек, то у нас было порядка 15. Заработали с приездом А. М. Кострюкова. Руководил доктор медицинских наук Геннадий Александрович Шорин. Он отвечал за «биологию». Я возглавлял педагогическую группу, а группу медицины - профессор Владимир Иванович Филимонов, который в свое время работал в Кургане заместителем знаменитого доктора Илизарова.
Мы фиксировали тренировочный процесс. Были единственными, записавшими игровую деятельность: хоккеист на матч выходил с датчиками, и нам шла вся пульсометрия. Благодаря «Трактору» институт приобрел неплохую аппаратуру. Например, зрительный анализатор определял поле зрения у хоккеиста - скажем, у Сергея Макарова оно было гораздо больше среднего. Очень хороший прибор «Проба» проверял мышление: тот же С.Макаров реагировал за кратчайшее время на изменение ситуаций (Прибор демонстрировали на тренерском Совете СССР. И В.Юрзинов, возглавлявший «Динамо», заинтересовался им и ездил к нам в институт). Филимонов брал анализы, знал физическую форму, состояние каждого хоккеиста, вписывали все тактические варианты игр, рассматривали с А. Кострюковым подготовку к следующему матчу. У нас работал хороший психолог, сейчас зав. кафедрой в ЮрГУ. Определяли совместимость игроков в тройках. Даже рекомендовали, кому с кем в гостинице жить. Порой защитники из одной пары терпеть друг друга не могли, как Слава Воробьев с одним партнером.
Н.Бец, В.Иванов и Г.Цыгуров
ЧТОБЫ ГЛАЗА КРОВЬЮ НАЛИВАЛИСЬ
А совместимость игрока с тренером не определяли?
Пробовали. Интимно. Например, позднее был случай, когда талантливый хоккеист, выступавший затем на чемпионатах мира, не нравился наставнику команды, потому что играл... с открытым ртом.
Анатолий Михайлович Кострюков - по сути дела, диктатор. У него была жесточайшая дисциплина. Сравнить с тем, что в команде сейчас - небо и земля. Уже на первом коротком собрании в команде, занимавшей седьмое место, он заявил, что в потенциале клуб может стать призером. В ответ - шум. Он повторил: «Я говорю - призером». И заставил играть так, как надо.
Шла тренировка. «Шорин - туда, Картаев - сюда, Белоусов должен быть здесь». Валерий попытался возражать и был изгнан. Сгоряча ушел, думал, что вернут. Кострюков и бровью не повел. Форвард возвращается, извиняется, а в ответ: «Пусть коллектив извинит. А нет - давай отсюда, чтобы ноги твоей не было. И команду на собрание сам собирай». Короче говоря, добился того, что эта тройка стала одной из лучших в стране в то время.
Игроки к нему относились с уважением, но не привыкли они к такому обращению. Также был конфликт у А.В.Тарасова с Б.Михайловым, В.Петровым, А.Харламовым. Если в команде Тарасова все хорошо, он говорил, что это плохо и делал что-нибудь, заставляя всех «взвиваться».
Анатолий Михайлович тоже пользовался тонкой психологией. Вначале я, сидя рядом и записывая тренировочный процесс, не сразу понял такую, например, ситуацию. В двусторонней игре зачем-то оставляет состав Картаева вчетвером против пяти, затем втроем. Тройка лидеров бьется, не хочет сдаваться, а пятерка нажимает, разозленная, что не может реализовать преимущество. При смене составов опять может быть то же самое. Но когда команда выходила на матч, у хоккеистов глаза кровью наливались, была жажда играть.
Да и есть ведь тренеры, буквально завораживающие какой-то силой! Карполь - в волейболе, Евтушенко и Турчин - в гандболе. Плеяда уникальных тренеров! Слава Богу, что мне удалось с ними общаться.
ЛУЧШАЯ БРИГАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А где довелось с ними работать?
Довольно уникальный случай. Нас два года признавали лучшей научной группой Советского Союза. Я дважды выступал на тренерском Совете СССР. Работали мы здорово: «спартаковская» и армейская бригады нам в подметки не годились. Без вопросов.
Вдруг во время подготовки к летним Олимпийским играм 1988 года звонок из Москвы: «В.П. Иванов должен выступить на конференции по подготовке сборной СССР к Сеулу». Вообще всей сборной! Из Челябинской области вызвали меня и Тюрина, тренера гандболистов. Совещание было закрытым: по пропускам, план семинара только на стене и рядом с ним милиционер. Только начал я выступать, как меня перебивает М.Грамов - тогдашний глава советского спорта: не о хоккее говорить надо. Проводивший совещание Е. М. Тяжельников, ранее работавший в Челябинском Обкоме КПСС, оборвал его: «Здесь идет обмен опытом и все могут высказать свои пожелания». Конечно, я немного стушевался, но выступал 18 минут вместо 15-ти. Даже благодарили. Затем работал в секции спортивных игр с названными известными тренерами. А в Федерации хоккея спросил, почему дали доклад человеку с периферии. «А вдруг что не так - нас же с работы снимут. А тебе-то, из Челябинска, что сделают?»
Какова дальнейшая судьба КНГ?
«Трактор» занял третье место, а через год А. Кострюков уехал. Наши секретари Обкома партии обещали ему квартиру в Москве, но тянули: еще поработайте. Надо же уважать друг друга. А его уже пригласили возглавить Федерацию хоккея СССР. Потом у «Трактора» не стало денег. Началась чехарда с тренерами. Пожалуй, с отъездом Г. Цыгурова в Тольятти и закончилась работа группы. При В.Белоусове уже ничего не было. Да и сейчас в том же Магнитогорске ничего подобного нет.
Позднее участвовал в проведении тренерских семинаров на Урале. Собирался сильный состав: с участием А.Тарасова, Марьяшина, Н.Карпова. Жаль, теперь их не проводят. Многие уральские тренеры прошли через эти семинары. А сейчас работаю в Челябинском агроинженерном университете.
На хоккее бываете?
Очень редко. Сильно разочаровался. Приглашали меня и за ветеранов выступать. Отказался. Третьяк тоже, как закончил, ни разу в ворота не вставал - не хочется, чтобы плохо думали.
Сергей Чернышев
Футбол Хоккей Южного Урала №№ 28, 32 1999 год
Фото из архива ХК Трактор, ХК Авангард (Омск) nhl55.ru, Цыгурова Г.Ф.
Золотарев И. авт.-сост. «50 лет челябинскому «Трактору», 1947-1997 Кн.-справ.,- Челябинск, 1997
Жидков В. «Отечественный хоккей. Высший эшелон. 1946-1947 - 2006-2007».
Справочник Жидков В., Серебренников С.Тетерин П. Кубки, кубки, кубки. 2008
Фото из архивов ХК Трактор, Г. Цыгурова, Л.Устинова сайта nhl55.ru