Жизнь заключенного "на общих работах" редко продолжалдась более шести месяцев. Каждый лагерь, каждая "подкомандировка" окружена огромными рвами с могилами погибших зэков (
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/90158.html,
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/90986.html).
Выжить могли только "козлы" (сотрудничавшие с администарцийей и пролезшие на административные долности), стукачи и "придурки". Так назыали тех, кто мог устроитьься на хлеборезку, кухню, киномехаником. Или музыкантом в орекстр. Видел, кстати, однажды на международном кинофестивале интересные документальные кадры - в фильме "Из воды и водою, или частная тюрьма для воды" (авторы - Антон Васильев, Искандер Кузеев): умирающие зэки бегут с тачками наперевес, а на парапете строящегося шлюза играет духовой оркестр - чтобы веселее было умирать.
И названия сохранившихся послеков соответстваовали темпам гибели от изнурительного труда: Темпы, Соревнование, Каналстрой, Трудовая-Северная...
На строительстве 10-го шлюза канала "Москва-Волга" было два отдельных лагеря: один - для священников-"врагов народа", другой - для "шпионов", в основном, сотрудников Коминтерна. Лагерь для "шапиёнов" располагался на нынешней улице Гурьянова (там. где дома с людьми взрывали, чтобы Путена презиентом выбрать). Второй - для попов - ниже по течению, на другом берегу Москвы-реки, у восточного входа в парк "Коломенское". Хоронили зэков на нынешней Коломенской набережной, у верхних ворот 10-го шлюза.
Впрочем, погибающих было так много, что все окрестные рвы в "Коломенском" были заняты трупами. Речники рассказывают, что после каждого водосброса скелеты зэков можно увидеть на обнажающихся склонах парка "Коломенское".
Через два года после начала стройки (03.07.1934) был издан приказ №359 по Дмитлагу (ктак называлась подразделение ГУЛАГа, в ведении которого находился "Волгострой" (позднее переименованный в "Каналстрой"). Вот что там написано по этому паоводу:
"Вопросу отвода участков под захоронения со стороны начальников строительных районов и участков не уделяется должного ваниамания, участки под кладбизща занимаются произвольно, без учета охранной зоны канала и расположения водоисточников, кладбища не окопаны, не обнесены изгородью, захоронения трупов произволдятся небрежно, особенно в зимнее ремя".
В приказе говорилось, в частности, о захоронениях в Южном строитеьном райцоне на Никольском и Щукинском участках (щлюзы №№ 7 и 8 -
http://pics.livejournal.com/zhdanov_vaniok/pic/0006pbr0/ ). Никольский участок - это район нынешнего Никольского тупика (дамба через речку Химку у 7-го шлюза), а Щукинский - это участок у 8-го шлюза (деревни Щукино, жилой комплекс "Алые паруса").
Приказлм № 359 было предпичсано "в месячный срок оформить захоронения, выполняя их, по возможности, на гражданских кладбищах, а самостоятельные кладбища открывать только в крайних случаях, согласовывая их с начальниками санитарных отделенимй лагерей и гражданскими органами санитарнгого надзора".
Однако умираюшщих зэков было так много. что ни о каких "гражданских кладбищах" не могло быть и речи. Тогда возникла и другая практика (позднее воспроизведенная в тех же "Алых парусах" - о чем говорилось в том же фильма "Из воды и водою, или частная тюрьма для воды"): погибающих и умиравших зэков замуроваывали в бетонные основания шлюзов.
Естественно, и случайно упавших с лесов никто не поднимал. Медленно погибали, атягиваемые жидким бетоном (в литературе описан подобный случай на строительстве шлюза № 3 (Яхрома).
О том, что это - отнюдь не досужие байки, говорят свидетельства строителей, недавно прокладывавших две новые нитки тоннелей Волоноламского шоссе под каналом между 7-м и 8-м шлюзом и строивших транспортную развязку на персечении улицы Свободы (в честь радиостанции назвали?) и Волоколамкого шоссе (
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/90158.html). Они сталкивались и с огромными рвами, внавалку заполненными скелетами (при строительстве опор эстакады), и с замурованными в основание канала трупами (при строительстве новых тоннелей под каналом).
Самая крайняя нитка тоннеля, ведущая на улицу Сободы, построена в форме двух зигзагов, как на выезде из того тоннеля, что ведет из Бруклина в Манхэттен.
- Когда я проезжаю здесь под каналом, мне кажется, что это Brooklyn BatteryTtunnel, - говорит сидящая в моей машине московская поэтесса Маша Максимова.
Я на это ничего не отвечаю. Я знаю, что этот тоннель "спускается в ад" (
http://elesin.livejournal.com/747557.html ) .
По различным оценкам, на всех захоронениях от 1-го до 11-го шлюза покоится от 700 тысяч до полутора миллионов заключенных. Но это лишь одна из строек ГУЛАГа. и с не очень суровыми климатическими условиями.
А ведь был еще и "Дальстрой" с конторой (или как бы сейчас сказали, с офисом) в Магадане, где жизнь зэка укорачивалась до трех меяцев, а то и до двух недель.
А кто-то говорит, что цифра в 20 миллионов завышена. Реальная цифра настолько чудовищна, что о ней страшно подкмать (Auschwitz-Birkenau "отдыхает").
Под катом - еще парочка фотографий:
памятный знакв память о полутора миллионах зэков, погибших на Каналстрое,
сохранившийся лагерный барак десятников на 6-м участке "Каналстроя" (шлюз №6 на Икше). Барак находится на Федоровском шоссе между "Малой бетонкой" (трасса А-107) и послеком Славино МНТК им.Св.федорова.