Праздник Навруза (Восточный Новый год) сопровождается в этом году в
Московском доме национальностей (дом князей Куракиных) выставками трех татарских художников.
В одном из залов - выставка
Раушании Бадретдиновой из Уфы. «Город у Белой реки» - так и называется выставка, открывшаяся накануне праздника. В ее картинах маслом - почти акварельных - романтические мечты о городе на другой реке. «Белая река, вспомни о былом» - наигрывает девочка в лодочке, а на противоположном берегу уже маячит Эйфелева башня, отражающаяся в водах Сены.
В день празднования Навруза открылась выставка двух казанских художников:
Альфрида Шаймарданова и
Ирика Мусина. Выставка - «Этническое пространство: запад - восток». Художники - очень разные, но объединились в одну творческую группу, устраивают совместные выставки. Группа «Майдан». Майдан по-татарски - просто площадь. Но в нынешних реалиях такое название обретает и иной, сакральный смысл.
Художники - разные не только по технике живописи, но и по взгляду, обращенному в окружающее пространство. Взгляд Мусина, как мне кажется, обращен в историю, а взгляд Шаймардвнова - в будущее и в то сказочное о его воплощение, которое передается из поколения в поколение.
Для того чтобы понять творчество Мусина и Шаймарданова, надо знать историю родины художников.
Экскуос в историю: Волжская Булгария, Золотая орда и Казанское ханство
Их страна некогда называлась Волжской Булгарией. Ее населяли выходцы из греческих колоний Причерноморья, Тавриды (той, которая теперь «крымнаш»). Когда пришли гунны, Древняя Булгария распалась, разлетелась на три составные части: Балкарию в предгорьях Кавказа, Болгарию в устье Дуная и Волжскую Болгарию (Итиль-Булгар) в междуречье Камы и Волги. Войны Средневековья не пощадили ее. Менялось название страны, простиравшейся вокруг ее столиц: Волжская Булгария. Золотая орда, Казанское ханство. Все три столицы были разрушены. Ничего не осталось от Великого Булгара (Билер-Булгар). Ныне на этом месте - захудалый райцентр Билярск. Другая столица, Итиль-Булгар (во времена российской империи - город Спасск, во времена СССР - один из многочисленных городов под названием Куйбышев) сейчас возрождается в виде археологических артефактов.
Третья столица, Казань (столица Казанского ханства) была полностью разрушена во время ползучей аннексии 1523-1552 годов. Сейчас сказали бы, гибридной аннексии. Вроде бы продолжалось экономическое сотрудничество. Русские купцы вели торговлю в Казани, В Замоскворечье процветал татарский рынок Балчуг. Но походы на Казань продолжались один за другим.
Граница с Московией проходила по реке Суре. Но еще отец Ивана Грозного, Василий III, построил на правом, «казанском» берегу Суры крепость Васильсурск (1523). Потом, в 1549 году, появилась построенная его сыном на подступах к Казани крепость в устье Свияги (Свияжск). Узкая полоса Услонских гор между реками, текущими навстречу друг другу (Волга и Свияга), превратилась в своего рода в «Дебальцевский котел». И никакие «минские договоренности» (Минск был далеко за границей, в центре Речи Посполитой, граница с которой проходила за Звенигородом), ни длительные переговоры по поводу Восточной Украины, простите, восточного брега Свияги (Услонских гор) не смогли предотвратить катастрофу 1552 года, когда город был полностью уничтожен.
Сейчас, после известного фильма (автор -
Мумин Шакиров), все знают, что Холокост - это не клей для обоев. Все знают и про армянский геноцид 1915 года. Но память о геноциде 1552 года, когда не осталось ни одного селения в радиусе ста верст от Казани, вокруг которой был выстроен Царский вал (на советских топографических картах его почему-то называли Красным) давно стерлась в веках. Уцелеть могли лишь те, кто жил за пределами Царского вала. Да еще те, кто ушел в дальний поход с одним из защитников Казани Нагай-беком, основателем Нагайбекской орды за Уралом, остались теми автохтонными античными выходцами из Причерноморья, которые когда-то основали Волжскую Булгарию. Кстати, в арт-тусовке хорошо знают талантливого театрального художника из Театра наций, яркую блондинку с голубыми глазами первых греческих колонистов, она как раз родом из Нагайбекской орды. Воины Нагайбекской орды участвовали во многих войнах Нового времени. Названия селений в Зауральской степи хранят память об этом: Париж, Лейпциг, Чесма, Варна, Порт-Артур, Берлин, Тарутино, Фершампенуаз…
А Казанское ханство оставалось заброшенной колонией на задворках Российской империей и во времена СССР. Разделенный судоходными реками на четыре части, Татарстан до недавнего времени не имел ни одного моста (не считая двух железнодорожных), связывающего разрозненные его части. Лишь на закате советской империи появился единственный мост через Вятку (вернее, половинка моста) и переход через Каму по плотине Нижнекамской ГЭС (да и то лишь для того, чтоб вывозить продукцию КамАЗа в центр страны). Уже в постсоветское время, с обретением эфемерного суверенитета («Берите, сколько хотите!»), в богатом нефтью Татарстане («Второе Баку» - говорили, когда еще не была освоена Западная Сибирь), наконец, был закончен мостовой переход через Волгу и устье Свияги на трансъевропейской магистрали Е-22 Казань-Ливерпуль. И совсем недавно появился мост (тоже пока лишь его половинка) через Каму на трассе Р-239 Казань-Оренбург. А Старый Владимирский тракт (Р-242 Казань-Мамадыш-Пермь-Екатеринбург) до сих пор утопает в бездорожье без моста через Вятку. Бездорожье Володимирки объезжают полукружьем, доезжая из Казани по берегу Камы почти до КамАЗа и разворачиваясь на север, через Ижевск, в сторону Перми. А татарская глубинка в 21 веке остается без дорог и мостов
Взгляд в историю Ирика Мусина
На картинах Ирика Мусина мы видим именно такие пейзажи: бездорожье, заброшенные заволжские села, что роднит его с творчеством
Владимира Мигачева, знакомого нам по недавней выставке в
галерее ARTSTORY.
Посмотришь на иной домик, кажется, вот-вот провалится крыша.
И люди подстать пейзажам: прожившие трудную, нелегкую жизнь. Они самозабвенно поют, играют на гармони, мечтают о новой жизни…
- Старик уже умер. Бабушки тоже нет! - говорит Ирик Мусин о ярких героях своих картин.
Смотришь на эти картины, и не покидает ощущение, что написаны они не в богатой черноземом житнице России, а где-то на заброшенном Русском Севере. Именно с такими персонажами сталкивался я при северных съемках своего документального фильма «Закат России». И многих героев моего фильма тоже уже нет в живых. Некоторые ушли из жизни в 40-45 лет.
Другой художник группы «Майдан», Альфрид Шаймарданов - открытие тонкого московского искусствоведа
Елены Бобрусовой Дейвиз (
JJDavies Gallerie), обладающего исключительным чутьем на ярких художников с «лица необщим выраженьем».
Сказочный мир Альфрида Шаймардвнова
Творчество Альфрида Шаймардвнова, как мне кажется, обращено в будущее. Иногда в сказочное будущее, иногда в «историческое» (когда история - в сослагательном наклонении). Перед нами - сказочная Великая Тартария из сорокинской «Теллурии», отстоявшая свою независимость в сражении с салафитами на границе Башкирского царства - помните кентавров-мутантов, варивших в степи суп из головы смелого татарского воина, павшего в битве под Бугульмой? Если не помните, можно перечитать «Теллурию», главу XXII, стр.192-213 по изданию CORPUS.
И вот на картинах Шаймарданова мы видим Чингисхана, покорившего даже Северный полюс!
И видим первого космонавта на Луне. Естественно, татарского. С флагом Татарстана. И даже спускаемая капсула выполнена в форме башни Сююмбике Казанского кремля, знакомой москвичам прежде всего по угловой башне построенного Щусевым Казанской вокзала.
А почему не может татарский космонавт быть первым? Многие считают американскую высадку на Луну инсценировкой, как и высадку на Марс в известном голливудском блокбастере. Вроде бы и флаг у Нейла Армстронга колыхался на сквозняке павильонных декораций. У Шаймарданова флаг Татарстана тоже колышется на «лунном ветру», но это уже детали, как говорил Курёхин, отметая лишнее в своей стройной теории «Ленин - гриб».
Люди в сказочной Тартарии Шаймарданова полны оптимизма. «Изгнание из рая» с серпом и молотом (где Бог стоит с указующим перстом в костюме чиновника с ослепительно белыми манжетами хорошо выглаженной сорочки) не вселяет в зрителя ужаса. Перед изгнанниками - новая сказочная страна, какая предстала в свое время (1552) перед изгнанниками в походе Нагай-бека.
В пейзажах Шаймарданова с лебединым озером у стен старинного города видятся реминисценции Лебединого озера (Schwsnensee) Чайковского под стенами Нового Лебединого замка (Neuschwanstein) в Баварских Альпах.
Сказочные пингвины на картинах Шаймарданова заставляют вспомнить «Остров пингвинов « Анатоля Франса.
Перелетные птицы - пожалуй, реминисценция со знаменитых «Голубых просторов» Рыльского.
Пароящие в голубом небе клубни картошки напоимнают о том, что картофел ь появился в Казани
за 300 оет до Петра, с первыми генуэзскими купцами, доставившими на Волгу заокеанские дары Колумба.
Картины Шаймарданова полны яркого, искрометного юмора. Чего стоит гастарбайтер («первый черный фермер») из какой-то Нигерии в окружении обнаженных волжских красавиц!
А семья казанского бизнесмена на Канарах, приехавшая сразу в трех (в четырех?) поколениях!
Взгляд в будущее Альфрида Шаймардвнова, он всегда обращен в сказку (что роднит его с таким выдающимся художником-сказочником, как
Алексей Бобрусов).
Удивительные сказочные персонажи - непременный атрибут произведений Альфрида Шаймарданова. Они отмечают творчество художника во многих его картинах. Часто - с тонким юмором.
Образ
«обиженного Мишки» в устах сами знаете кого трансформируется в огромные медвежьи стада на Красной площади, где на Васильевском спуске Наполеон тщетно ждет ключей от города, но желания мишек «посадить на цепь, вырвать и зубы, и когти» у него нет.
(
Оригинал с полным набором иллюстраций)