(
Оригинал - на сайте "Эха Москвы")
Акакий Акакиевич мечтал в промозглом Санкт-Петербурге о теплой новой шинели.
Гоголевский Акакий Акакиевич занимал в своем департаменте должность письмоводителя. Рядовая должность, как и у какого-нибудь рядового сотрудника отдела статистики и оперативного учета организационно-контрольного управления Московской городской прокуратуры.
Но рядовой сотрудник Московской прокуратуры не мечтает, как АкакийАкакиевич, о теплой шинели. Во-первых, она ему и так положена. Во-вторых, - без надобности. Ведь ни один сотрудник Московской прокуратуры не семенит по питерским тротуарам на мокром ветру. Во-первых, он - в Москве, а не в Питере, как Акакий Акакиевич. Во-вторых, ездит в роскошном автомобиле. Например, в «Мерседес-Геландевагене».
Естественно, все прокуроры, даже письмоводители, садясь за руль, превращаются из письмоводителей в обыкновенных почти водителей, которые отличаются от совсем уж обыкновенных лишь тем, что (извините опять за тавтологию!) водят свое авто, как вздумается. Покажут «корочку», пошлют любого гаишника и поедут дальше, утопив в пол педаль газа.
На Рижской автостраде - ремонт. Одна половина закрыта, полосы второй размечены желтенькой разметкой на встречное движение. Скорость ограничена до 60 км/ч. В Европах, кстати, точно так же ремонт на автобанах проводят (зря у нас сетовали на отсутствие барьеров). В Германии, правда, скорость с «рекомендуемых» ста тридцати в таких случаях снижают лишь до 80. Ну, ладно б, нынешний Акакий Акакиевич тоже ехал бы на своем немецком «геландевагене» под 80, в соответствии с немецкими стандартами. Но ведь скорость у него была где-то под 180-200, судя по сальто-мортале. Именно такую цифру называли мне в один голос баллистики в одном «закрытом» институте министерства обороны, глядя на пируэты прокурорского письмоводителя.
Click to view
В комментариях к этому ролику многие пишут: о покойниках или хорошо, или ничего. Мол, Акакий Акакиевич (звали его, кстати, Михаилом Гридневым, 25 лет от роду) был единственным честным прокурором в стране. Голодал, на одну зарплату жил, раздавая долги за «геландеваген». Остальные крышуют бизнес, взятки берут, а он - нет, никогда!
Однако после посмертного преследования Магнитского девиз древних de mortuis nil nisi bene, похоже, в нашей стране не действует. Поэтому хочу спросить напрямую: кто виноват и что делать?
В Германии, где ограничений скорости нет вообще, тем не менее действует правило: тот, кто ехал выше рекомендованных ста тридцати, a priori виновен в ДТП (появляется в поле зрения других водителей неожиданно, заметить его трудно). Даже если докажет невиновность, выплачивать страховку за покореженный автомобиль ему уже не будут.
У нас в ПДД есть пункт 10.1, часть 2: «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки».
В состоянии ли был водитель автомобиля ВАЗ-2114, которого обвиняют в выезде на встречную полосу, предвидеть, заезжая на линию разделения потоков на вираже (если даже так!) заметить, что на него из-за поворота идет вихляющий внедорожник со скоростью около двухсот км/ч?
Но в этом же пункте дорожных правил есть и первая часть. Она гласит дословно следующее:
«Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленные ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований правил».
Соблюдают ли прокурорские, работники других силовых структур этот пункт?
Вопрос - риторический.
НЕТ, НИКОГДА!
Отсюда и сальто-мортале, и гибель ни в чем ни повинной женщины из Электростали, расплющенной в своем «Крайслере», на который свалился прокурор (вернее, его внедорожник, прокурор в это время уже совершал свой последний полет).
Мог ли водитель «Лады» (у него тоже есть имя и фамилия, зовут его Петром Мироновым, он - отец малолетнего ребенка, живет далеко от Москвы, в Волоколамском районе Подмосковья) заметить черный внедорожник, двигавшийся со скоростью, в три раза превышавшей разрешенную? Ну, пусть в два раза превышавшей реальную скорость потока, которая составляла около 80 км/ч?
Конечно же, нет, не мог! Самое главное, не был должен!
Он мог быть уверен, что все будут «действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» (п. 1.5 ПДД).
И поэтому даже если он и выехал на «встречку», чуть вильнув на вираже влево, он виновен лишь в непреднамеренном выезде за пределы полосы движения. Мне же, вот, показалось -
после просмотра многочисленных роликов с видеорегистраторов, что водитель «Лады» вообще не причем. Скорее, заехал на «встречку» именно «геландеваген». Заехал левым задним боком, набирая скорость на спуске, на крутом вираже, зацепив и протащив при этом встречный автомобиль.
У нашего Акакия Акакиевича, кстати, - никаких спецсигналов. Частный автомобиль без «мигалки». Лишь подороже, посолиднее, чем у других, как это принято в прокуратуре. Обычно в качестве «спецсигналов» на таких авто ставят особые, узнаваемые гаишниками номера. Например, серии ЕКХ - «еду, как хочу».
Наконец, даже если предположить самое страшное, предположить, что Петр Миронов, устав стоять в пробке, решил развернуться и объехать ее по другой дороге, то он виноват лишь в административном правонарушении (разворот в неположенном месте). Впрочем, такая версия маловероятна, Ведь в таком случае Миронову пришлось бы возвращаться по автобану до развилки «Павловская слобода - Петрово-Дальнее», а потом стоять в пробках на Ильинском или Рублевском шоссе.
Тогда - вопрос: почему следователи задерживают водителя «Лады», предъявляют ему обвинения в совершении уголовного преступления по ст.264, ч.3 УК РФ («нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц») и через сутки - ко всеобщему ликованию - отпускают под подписку о невыезде?
Общее мнение интернет-форумов: следователи защищают «честь мундира» социально близких, прокурорских, пресс-служба которых упорно не замечает раздающихся со всех сторон вопросов, откуда у нынешнего Акакия Акакиевича с Новокузнецкой экипаж, не сопоставимый с жалованьем простого письмоводителя. Зачем спрашивать? У них у всех «выезд» (как говорили во времена Акакия Акакиевича) такой!
Постскриптум
В Москве в тот же день в ДТП на автомобиле BMW погибли три работника следственного комитета России. Тенденция, однако.